Анна Александровна Буслаева
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев.
Публикация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
У детей сегодня искажены представления: о патриотизме, о доброте,
о великодушии изменилось и отношение людей к Родине.
К сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания детей.
Большая роль по нравственному воспитанию отводится созданию условий, разнообразию приёмов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми.
Во время работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (станице)
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому
• Воспитание уважения к труду
• Формирование элементарных знаниях о правах человека
• Развития интереса к русским традициям и промыслами
• Знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг)
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
• На занятиях
• В играх
• В труде
• В быту
Образовательную деятельность необходимо проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме, Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приёмы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, дидактические игры. Например:
Методы, используемые в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию самые разнообразные, и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостребованность первых чувств и др.)
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию можно использовать разные технологии:
• Игровые
• Информационные
• Коммуникативные
• Проектные
• ИКТ
Основными методами патриотического воспитания выступают :
- Организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким людям, взрослым
- Наблюдения за отношением взрослых в детском саду
-Чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям
-Рассматривание семейных фотографий
-Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагать назвать членов семьи, их имена, их действия, и т. д.
В работе с детьми важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости и трудолюбие.
Нравственное воспитание дошкольник — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребенка Родина — это мама, его близкие родные люди. На музыкальных занятиях разучивают песни о маме. Проводят праздничные концерты, посвященные «Дню матери», «8 марта». Дети делают мамам подарки, рисуют портреты.
«А для милой мамочке
Испеку два пряничка…»
В мелодии этой песни звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников — это гордость за свою маму.
Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например: «Жаворонок», «Баба-Яга» П. И. Чайковского; «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского; «Полька» М. И. Глинка. Также творчество современных детских композиторов, это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде.
Народные песни, а также народные мелодии используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Русские песни становятся более понятными если их включить в исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства, рисование-одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста : оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Большей частью создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Формируются эти представления в процессе познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдениях, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, матери, к отцу, к бабушке, к дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим его окружением. Можно нарисовать портреты членов семьи, дома в которых живет ребенок, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы «Моя семья», «Мой герб семьи».
Игра- важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Подвижные игры у каждого народа существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связанны народные праздники. Без игр невозможно представить быт русского народа. В них отразилась история и обычаи, трудовые занятия, воинское искусство и т. д. («Горелки», «Бояре», «Бой петухов» и т. д.)
Настольные игры знакомят с этнографическими особенностям, достопримечательностям и литературными героями.
Социально-коммуникативные игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите (ветеранах, природных объектах, малышах)
Социально-психологические игры. Создают в группе теплую, эмоциональную благоприятную атмосферу, формируют товарищеские отношения («Курс молодого бойца» совместно с родителями). Проведение таких праздников для детей совместно с родителями позволит ощутить связь между поколениями.