татьяна оноприено
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей с ОВЗ.
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершаться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева.
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому целью нашей работы в ЦССВ является совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель оформления среды : создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
1. Создать педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды ЦССВ для детей сирот с ОВЗ, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;
2. Развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
3. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
4. Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности через предметно - развивающую среду.
5. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
6. Создать детям атмосферу эмоционального комфорта.
Актуальность:
В последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.
Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Организация развивающей и игровой среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и работой в ГКОУ для детей сирот с ОВЗ, Программой коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко.
В нашем ЦССВ используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и дошкольного отделения в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.
Наши воспитанники круглосуточно проживают в ЦССВ. Поэтому особо хочется отметить о значимости в жизни наших воспитанников организованной насыщенной предметно- пространственной среды.
Таким образом, развивающая среда в нашем учреждении является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде.
Предметно - развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Доступность среды, что предполагает :
1. Доступность для воспитанников всех помещений Центра, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами.
Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами –метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Именно поэтому оформление помещения групп играет большую роль в воспитании и развитии детей. Ребенок находится здесь круглосуточно, и окружающая обстановка помогает ему радоваться, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помочь ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт воспитанникам с ОВЗ возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.
При организации предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы;
• Соответствие возрастным особенностям и интересам детей;
• Соответствие требованиям СанПиНа;
• Открытость среды для преобразований;
• Современность среды;
• Эстетика среды;
• Комфортность среды;
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должен соответствовать возрасту детей группы.
Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Развивающая среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Организуя предметно среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Развивающая предметно - пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая, что у детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии. Работая над созданием предметно-развивающей среды, группы необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда : сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психофизических процессов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.
3. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
5. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. // Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.
6. Интернет ресуры : Социальная сеть работников дошкольного образования nsportal.ru, Международный образовательный портал maam.ru.