Елена Комусова
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
Безопасность жизнедеятельности в сегодняшнем мире рассматривается как одна из центральных проблем человечества. А особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Поэтому возникла необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста. Известно, элементарная любознательность ребёнка в изучении, познании окружающего мира может стать для него небезопасной. Ребёнок заинтересован во всём, ему хочется всё не просто рассмотреть, а ещё и попробовать и потрогать. Как различить опасное от безопасного, полезное от вредного? Именно поэтому у ребёнка должны быть сформированы навыки ответственного поведения в различных жизненных ситуациях.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность данной темы — обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста я обратила внимание, что детям близка тема «опасных ситуаций», она вызывает у них сопереживание, эмоциональный отклик и демонстрирует детям необходимость изучения правил безопасности. Причём, это также способствует развитию других качеств, таких как развитие речевых способностей детей, умение свободно рассуждать, делать правильные выводы.
В процессе изучения методической литературы, я пришла к выводу, что систематическая работа, включающая беседы по картинкам, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, обыгрывание коротких сюжетов, просмотр мультфильмов и видеороликов эффективно влияют на формирование сознательного отношения к личной безопасности. Правильно подобранная игра помогает закреплять изученное, формирует конкретные навыки поведения дошкольников в сложной ситуации.
Также в вопросах сохранности здоровья ребёнка и его защищённости важно организовать взаимодействие с родителями, так как ежедневное сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение ко многим вопросам в воспитании детей.
Я считаю, что создание материальной базы, удачный выбор дидактического материала, сотрудничество с родителями будут являться необходимым условием для формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Мною были подобраны пособия для занятий, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрации, детская художественная литература, методическая литература, конспекты бесед с детьми, конспекты занятий, подборка видео роликов и мультфильмов по безопасности.
Проблема, на которую направлена моя практическая деятельность, актуальна, так как важно не только оберегать ребенка, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.
4. Основная идея.
Темой для опыта моей работы является «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста». На формирование идеи моего опыта повлияло изучение методической литературы, требования системы образования в контексте ФГОС ДО и ФОП, а также опыт работы коллег.
В основе опыта лежит использование проектной технологии, как метода эффективного интегрированного обучения дошкольников. Использование проектной деятельности в формировании ОБЖ дало возможность обеспечить интеграцию образовательных областей, реализовать комплексно-тематический принцип планирования. Это позволяет объединить в единое целое различные формы совместной деятельности взрослых с детьми: чтение, коллекционирование, экспериментирование, игру, информационные занятия, конкурсы, викторины, соревнования и праздники, оказывает положительное эмоциональное воздействие на воспитанников.
Педагогическая целесообразность использования метода интеграции в обучении и воспитании объясняется тем, что позволяет на деле повысить темп развития детей в целом, за счёт включения ребёнка в творческую деятельность.
Принцип интеграции даёт детям возможность получить систематизированные знания, развивает их способности в различных видах деятельности. Позволяет дошкольникам ощутить себя частью окружающего мира.
Чтение, позволяет прожить вместе с героем сложные ситуации, дает почву для обсуждения действий.
Создать соответствующее отношение, мотив к разрешению проблемы, услышать ответ на вопрос «Верно не верно?» помогают просмотр мультипликационных фильмов.
Экспериментирование позволяет проверить на личном опыте, получить ответы на некоторые вопросы.
Беседы по картинкам помогают детям самим сформулировать правило поведения в той или иной ситуации.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей с опорой на произведения детской художественной литературы, картины, пособия, кинофильмы, в ходе которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять полученные знания на практике.
Сюжетно-ролевые игры являются хорошей тренировкой дошкольников в умении применять эти правила в различных ситуациях.
Большой эмоциональный всплеск детей наблюдается в ходе праздников, когда они получают возможность помочь герою из сказки, который попал в беду.
Перспективный план по ООД «Безопасность», комплексно-тематическое планирование обеспечивают целенаправленность, систематичность и последовательность в организации педагогических мероприятий соответствующей направленности.
5. Теоретическая база опыта.
Ещё К. Д. Ушинский считал, «… что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Своевременное приобщение ребёнка к культуре безопасности влияет на то, на сколько полным будет процесс индивидуального развития и социализации ребёнка.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях в России создано значительное количество программ, которые помогают воспитателю решить проблему воспитания безопасного поведения детей.
Мною были изучены различные методические рекомендации по проведению организованной образовательной и совместной деятельности детей и взрослого, большое количество статей о проблемах безопасности детей, проанализированы некоторые печатные издания. В своей работе за основу мною была взята парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л. Л. Тимофеевой.
Цель программы: формирование основ культуры безопасного поведения дошкольников на основе разностороннего развития детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности.
Важно, что в программе планирование построено с учётом принципа интеграции образовательных областей и комплексно – тематического принципа образовательного процесса.
Важным фактором при отборе форм и методов обучения является структура содержания воспитания культуры безопасности. Она включает в себя совокупность компонентов (по В. Н. Мошкину) :
- создание мотивации к безопасности;
- расширение знаний об опасных ситуациях и правилах их предупреждения и преодоления;
- формирование компетенций безопасного поведения;
- укрепление физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
- создание психологической подготовки к преодолению опасных ситуаций;
- использование приёмов эстетического восприятия к оценке действительности.
Данная программа включает в себя следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».
6. Новизна.
По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются и правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, требуют более повышенного изучения и обучения им детей.
Главной педагогической задачей успешного обучения является умение сформировать заинтересованность детей той или иной темой.
Я использую разные элементы мотивации, в том числе информационно - коммуникационные технологии, как элемент, помогающий привлечь внимание к проблеме культуры безопасности человека.
Тематические презентации, короткие видео ролики, обучающие мультфильмы, влияют на эмоциональную сферу ребёнка и положительно сказываются на вовлеченность в проблему, разучивание правил, запрещающих знаков и т. п.
А на завершающем этапе активно использую методические разработки по типу лепбука.
Демонстрации изучаемого материала с помощью ИКТ в сочетании с проведением бесед, обыгрыванием ситуаций с детьми помогают добиться поставленных целей в обучении мерам личной безопасности.
7. Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Работа в данном направлении велась с опорой развития навыков безопасного поведения в ходе свободной и организованной образовательной деятельности с применением метода проектов.
Цель: формирование и развитие культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста для приобретения социального опыта.
Задачи :
• Определить педагогическую эффективность разных методов и форм работы по формированию правил безопасного поведения дошкольников.
• Разработать соответствующие методические материалы, пособия.
• Создать необходимые условия в предметно-развивающей среде.
• Разработать методические рекомендации для родителей по проблеме.
В своей работе я использовала разные направления:
«О необходимости соблюдения правил обращения с огнём и электроприборами»
«О знании правил дорожного движения»
«Встреча с незнакомцем»
«Безопасность на детской площадке»
«Опасные предметы в быту»
«Безопасность в зимний период»
«Антитеррористическая безопасность»
«Безопасность в лесу»
«Полезная и вредная еда»
По данным направлениям были разработаны проекты «Правила дорожные детям знать положено», «Здоровье на тарелке», «Огонь друг и враг», «Один дома», которые обеспечивали интеграцию всех образовательных областей в рамках ФГОС ДО и позволяли более полно прорабатывать с детьми разные направления по теме «Безопасность».
В рамках своей темы мною были разработаны :
• картотека дидактических игр;
• картотека подвижных игр;
• лепбук по ПДД;
• бизиборд с различными видами розеток;
• конспекты занятий;
• конспекты развлечений;
• рекомендации и консультации для воспитателей и родителей;
• перспективный план по безопасности.
Для реализации опыта был создан содержательный, вариативный, доступный центр детской активности «Центр безопасности», в котором были подобраны специальные тематические картинки, иллюстрации, по всем направлениям, описаны проблемные ситуации, имеется множество дидактических игр «Исправь ситуацию», лото «Дорожные знаки», пазлы «Светофорик», коврик с разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, бизиборд с различными видами розеток, выключателей, замков, имеется художественная литература, также много различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр и игр – драматизаций, плакаты по ОБЖ по темам «Если вдруг ты потерялся», «Внимание! Терроризм-это опасно!», «Что может привести к пожару?», альбомы «Лекарственные растения», «Несъедобные грибы», «Профессии».
Работая с картинками, дети учились описывать небольшой сюжет, изображенный на картинке, учились формулировать правила безопасности. Это способствовало не только запоминанию этих правил, но и осуществляло развитие речи: пополнение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, умение давать ответы полными предложениями.
Для активизации сознательного отношения дошкольников к вопросам безопасности жизнедеятельности детям предлагались различные творческие задания. Например, работа с раскрасками проходила следующим образом. Дети раскрашивали раскраски по определённой теме, затем все раскраски вывешивались на доску. Объявлялось задание: «Прикрепи к своей картинке один из кружочков красный или зелёный, охарактеризовав ситуацию словами «опасно» - «не опасно». Раскрой суть изображённого!»
Формированию процесса антитеррористической безопасности способствовали просмотры мультипликационных фильмов, таких как «Кеша, Зина и террористы».
Для создания особого эмоционально – игрового настроения также были разработаны конспекты занятий и развлечений с включением персонажей из мультфильмов и других героев.
В своей работе по данной тематике использовала различные формы взаимодействия с родителями. Большими возможностями освещения проблемы безопасности обладает наглядная информация : консультации, папки – передвижки, памятки, рекомендации, фотовыставки, выставки рисунков.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности способствовало созданию единого пространства развития ребёнка в семье и дошкольной организации.
С детьми мною проводилась следующая работа :
1. Беседы по сюжетным картинкам «Что могут в себе таить незнакомые предметы?», «Если вы нашли чужую сумку в автобусе», «Что делать, если случился пожар?», «Будь внимательным, пешеход!», «Правила пассажиров», «Службы спасения».
2. Различные дидактические игры: лото «Дорожные знаки», «Собери светофор», «Я пассажир, ты пешеход», «Лучший пешеход».
3. Чтение художественной литературы: сказки Т. А. Шорыгиной «Умный напёрсток», «Марта и Чичи в парке», Б. С. Житков «Светофор», С. В. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа-милиционер», беседы о главных героях и о содержании сказок.
4. Просмотры обучающих мультфильмов «Кеша, Зина и террористы», «Антитеррористические мультфильмы ФСБ», «Уроки тетушки Совы»
5. Загадывание загадок «Дорожные знаки», «Съедобные и несъедобные грибы».
6. Обыгрывание ситуаций: «Незнакомец», «Если ты потерялся», «Куда бежать, если за тобой гонятся».
7. Играли в различные сюжетно-ролевые игры «В пассажиров», «Переходи дорогу правильно!», «Светофор», «Звоним 01, 02, 03, 112»
8. Во время продуктивной деятельности дети рисовали улицу, пешеходный переход, светофор и любимого героя, переходящего улицу.
9. Играли в подвижные игры «Зебра», «Передай жезл», «Стоп — Идите», «Светофор».
10. Проводили минутки безопасности «Осторожно гололёд», «Ледоход», «Одежда и светоотражающие знаки», «Не играй с проводами!»
11. Проводили игры-драматизации по сказкам: «Зебра в пустыне и на дороге», «Поспорили три огонька, кто главнее?»
12. Детьми обыгрывались различные виды настольного театра, пальчикового театра и многие другие виды театров: «Кошкин дом»
13. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сюжета с дядей Стёпой.
На заключительном этапе мною проводился мониторинг, где решались следующие задачи: получение информации об уровне формирования интеллектуальной подготовки к безопасной жизнедеятельности у детей, определение самых эффективных приемов формирования культуры безопасности.
Для достижения результатов тесно сотрудничала с родителями. Мною были проведены и разработаны различные мероприятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе.
1. Анкетирование на тему «Дорога и дети»
2. Беседа с родителями на интересующие их темы.
3. Подготовила консультации для родителей «Безопасность в вашем доме», «Безопасность летом на водоёме», «Правила поведения на детской площадке».
4. Предложила родителям посетить совместно с детьми театр для просмотра детских постановок, подходящей тематики.
5. Оформила информационный стенд «Правила пожарной безопасности».
6. Проводила тематические родительские собрания.
Результативность опыта. Конкретные профессиональные результаты педагогической деятельности
1. Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности.
Анализ педагогического опыта показал, что цели и задачи, поставленные в начале работы, были реализованы. Этому способствовало проведение различных мероприятий, использование разнообразных видов деятельности, приемов, средств и форм обучения, а также большую роль играла интеграция образовательных областей основной образовательной программы, индивидуализация возрастных особенностей детей, взаимодействие педагогов и родителей.
В процессе работы воспитанники
• закрепили имеющиеся представления о нормах безопасного поведения;
• научились предвидеть многие опасные ситуации, возникающие при несоблюдении мер личной безопасности и находить выход из них;
• узнали об опасных и пожароопасных предметах;
• получили навык обращения в службы спасения;
• у детей сформированы умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
• появилось стремление к дальнейшему познанию окружающей действительности.
2. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудность в моей работе в том, что тема «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» очень обширная. И чтобы всё охватить, нужно было подобрать и переработать большое количество материала, смоделировать множество ситуаций, изготовить необходимые атрибуты. Также не всегда возможно осуществить непосредственный контакт и знакомство с объектом о котором идёт речь в том или ином разделе «Безопасности».
3. Стабильность.
Результатом моей целенаправленной и систематической работы стало расширение знаний и культуры безопасного поведения. Динамика развития основ безопасности детей представлена в таблицах.
2021-2022 уч. года, средняя группа, количество детей – 30
низкий средний высокий
Начало года 5(17%) 22(73%) 3(10%)
Конец года 2(6%) 20(67%) 8 (27%)
2022 – 2023 уч. года, старшая, количество детей – 21
низкий средний высокий
Начало года 3 (14%) 15 (72%) 3(14%)
Конец года 2 (10%) 11(52%) 8(38%)
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения метода проектов в качестве средства формирования культуры безопасности у дошкольников.
4. Доступность
Успех работы по расширению знаний основ ОБЖ детей значительно зависит от взаимосвязи и сотрудничества с родителями. Наиболее приемлемые формы трансляции опыта работы :
- информационные брошюры для родителей «Родитель-водитель помни!», «Особенности восприимчивости окружающего детьми»
- мероприятия и ООД;
- консультации;
- статьи и публикации педагогов ДОО;
- анкетирование.
У родителей повысился их образовательный уровень по данной теме. Они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
5. Перспективы применения опыта в массовой практике.
Своим результатом работы я делилась с коллегами на педсоветах, городских методических объединениях и педагогических конференциях.
Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы мною в течении 5-ти лет. Имеющийся материал может быть использован:
-воспитателями массовых групп всех возрастов в дошкольных образовательных организациях,
-воспитателями групп компенсирующей направленности,
- родителями, в плане всестороннего развития личности, а также развития соответствующего отношения к ОБЖ у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы и мультиплткационных фильмов в домашних условиях.
Опыт работы представлен на открытых занятиях, методических объединениях, семинарах, а также на сайте maam.ru :
1. МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида». Выступление с докладом на тему: «Задачи и содержание образовательных областей ФОП ДО»
2. МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида». Выступление с докладом на тему: «Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
3. МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида». Открытый просмотр ООД «Кто на дворе всех важнее?» в старшей группе.
4. ГБУ ДПО «Центр непрерывного профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру» Выступила с докладом на тему: «Формирование элементов экологической культуры дошкольников».
5. МПРФ ФГБОУ ВО МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Межрегиональный научно-практический семинар в рамках Международной научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения», «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного образования и начального образования». Выступление с докладом на тему: «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
6. МПРФ ФГБОУ ВО МГПИ им. М. Е. Евсевьева
XVI Международная научно-практическая конференция Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время-новые решения». Выступление с докладом на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности-важный аспект современного воспитания дошкольников»
По данной теме, в дальнейшем буду продолжать исследовать новые методические приемы, которые будут способствовать формированию культуры безопасности у дошкольников в различных видах деятельности.
Список литературы:
1. Тимофеева Л. Л. Корнеичева Е. Е. Планирование образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста. - М., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
3. Алексеева Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000.
4. Астахов П. А. Я и дорога. – М. : Эксмо, 2009.
5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность. как вести себя дома и на улице. – М. : Просвещение, 2008.
6. Гарнышева Т. П. как научить детей ПДД. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Книголюб, 2003.
8. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуациях – СПб. : Литера, 2010.