МААМ-картинки

Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Брусенская Татьяна
Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Разработали воспитатели: Брусенская Т. Н., Субычева Е. В.

«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть,

но и пропитать этой игрой всю его жизнь»

А. С. Макаренко

Публикация «Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил меня перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности, в которые включаю: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю их в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.

Игры до завтрака

Подвижные игры: «Кто первый», «Гори,гори ясно», «Чье звено скорее соберется», «Совушка».

Дидактические игры: «Дары осени», «Что где?», «Наша безопасность», «Времена года».

Словесные игры: «Когда это бывает?», "Бывает не бывает», «Кому угощение?», «Необычная песенка».

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская».

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Гномик», «Мы гуляли».

В течение дня дети играют несколько раз: до завтрака, между завтраком и непосредственно образовательной деятельностью, во время НОД, на прогулке, после дневного сна.

Игровую деятельность начинаю с прихода детей в детский сад и продолжаю в течение всего дня. Моя задача, как воспитателя, так рационализировать педагогический процесс, чтобы я могла организовать игру ребят в эффективных формах, корректировать ее ход и наблюдать за взаимоотношениями детей.

Воспитанникам предоставляю широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.

Руководство играми согласовываю с педагогическим процессом.

Слежу, чтобы игры детей после завтрака соответствовали характеру и содержанию дальнейших НОД. Так, перед НОД по коммуникативному и художественно-эстетическому развитию уместными считаю игры на развитие мышления, внимания, воображения. Например: «Отгадай загадку», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Что изменилось?».

Иную направленность носят игры, если следующие НОД требуют от детей двигательной активности (музыка, физическая культура). Сюда я включаю игры малой подвижности: «Найди где спрятано», «Делай как я», «Море волнуется раз…» и т. д.

Важно отходить от шаблонов. Ни в коем случае я не навязываю что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. В подобных случаях использую вопросы, советы, рекомендации.

Игры между НОД

Конструктор «Лего», мелкие игрушки, настольные игры: «Зоопарк», «Развивающее лото», «Что к чему?», «Что для планеты хорошо, а что плохо?».

В промежутках между НОД для детей подбираю игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, они должны давать ребенку возможность двигаться. Не обходимо избегать игры всей группой, это утомляет детей.

В этот период считаю неуместными новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к НОД происходит спокойно и непринужденно.

Игры на прогулке

Подвижные игры: «Классы», «Делай как я!», «Попади в цель», «Не попадись», «С кочки на кочку».

Дидактические игры: «Забавные числа», «Добавь слог», «Зимние узоры», «Что происходит в природе».

Словесные игры: «Что было бы, если?», «Назови явления природы», «Закончи предложение», «Кто кем хочет стать?»

Сюжетно – ролевые или строительные игры: «Путешествие по морям и океанам», «Замок», «Крепость», «Гараж».

На прогулке дети продолжают игру, начатую ранее (до НОД или между, если она их заинтересовала, или придумывают что-то новое. Эти игры стараюсь всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений и как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

С целью укрепления здоровья детей большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Учу детей творческому партнёрству и умению оценивать свои силы и возможности.

Организуя игры на прогулке, учитываю такой важный фактор, как сезонность. Игры подбираю с учётом состояния здоровья каждого воспитанника и индивидуального подхода.

Дошкольникам предлагаю перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даёт направление их деятельности.

Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») длятся неделями, постепенно развиваясь. Целесообразным считаю проведение на прогулке: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр. Вмешательство воспитателя свожу к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Здесь важен способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или роль ведущего дети берут по очереди.

Игры после дневного сна

Театрализованные игры или игры драматизации: "Сказка о глупом мышонке», «Кот, петух и лиса», «Телефон".

Подвижные игры: «Море волнуется», «Палочка выручалочка», «Зайцы в огороде», «У оленя дом большой».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Найди листок как на дереве», «Наоборот», «Кто кем был?»

Настольные игры: «Пазлы», «Лабиринт», «Хитрые предметы».

Сюжетно – ролевые или строительные игры: «Больница», «Аптека», «Закончи конструкцию», «На улицах нашего посёлка».

Словесные игры: «Давайте придумаем», «Скажи наоборот», «Назови три слова», «Сравни предметы».

Игры после дневного сна начинаются в групповой комнате и продолжаются на прогулке. Направляя воспитанников на самостоятельную деятельность, группу или участок полностью отдаю в распоряжение детей. По мере необходимости сама участвую в игровом процессе, знакомлю ребят с новой игрой.

Детям очень нравятся строительные и ролевые игры, поэтому вечером они продолжают в них играть. Атрибуты для них всегда находятся в специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать игру в любой момент. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения. Уровень этих игр значительно возрастает, если дети ставят перед собой новые задачи. Провожу с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. В своей работе использую сочетание дидактических с другими видами игр. Это позволяет достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей. Уместными считаю музыкальные игры, в которых взрослому отводится значительная роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки.

Не оставляю без внимания также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений. Активно использую отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление. Такие игры я провожу со всей группой, по подгруппам, индивидуально. Дети охотно играют в настольные игры (шашки, игры - лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т. д.).

Планирование игровой деятельности в детском саду.

Остановлюсь на таком аспекте, как планирование игровой деятельности. Когда я планирую игровую деятельность в своих календарных планах, то стараюсь заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей в течение дня, видеть пути достижения поставленной цели, тематики.

Планированием охватываю те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания игровой деятельности, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.

При планировании игровой деятельности, включаю наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликацию и рисование, игрушки и атрибуты для игр.

Бывает, что во время игровой деятельности возникает потребность в атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях поддерживаю инициативу детей, помогаю изготовить необходимые атрибуты или предлагаю замену другими предметами и тем самым поддерживаю интерес к игре.

Формы работы с родителями.

Традиционные: родительские собрания, беседы, консультации, дни открытых дверей.

Нетрадиционные: тренинги, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, ринги.

Неотъемлемой частью работы в организации игровой деятельности является работа с родителями воспитанников. Для себя я определила наиболее приемлемые формы взаимодействия с родителями. Стараюсь не ограничиваться только традиционными формами работы (беседы, рекомендации, выступления на родительских собраниях). Активно использую и нетрадиционные формы работы с родителями (тренинги, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, ринги.)

Например мини-собрание. Здесь родители обмениваются семейным опытом по развитию игровой деятельности ребёнка в домашних условиях.

Устный журнал помогает родителям осознать ценность игры как эффективного средства воспитания ребёнка; вовлечь родителей в решение проблемы развития игровой деятельности.

Деловая игра выявляет представления родителей о проблемах, путях, формах и способах развития игровой деятельности детей.

Круглый стол повышает педагогическую компетенцию родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

На семинаре-практикуме знакомлю родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях.

Проведение мастер-класса помогает родителям использовать игры и игровые упражнения в разных режимных моментах для развития речи детей.

Использование перечисленных форм работы с семьёй позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями по данной проблеме. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно, добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение систематической работы, по организации игровой деятельности всесторонне развивает детей. Повышает уровень воображения воспитанников и креативный подход к решению проблемных ситуаций, воплощает творческую деятельность путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

Публикации по теме:

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2023 в 15:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Брусенская Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД