ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью, закрепить их знания о внешнем виде и повадках белок. Продолжать учить детей рисовать гуашью, смешивать её для получения нужного цвета. Систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить анализировать свои работы и рисунки товарищей. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животного, используя нетрадиционные техники рисования, а также любознательность, память и связную речь детей; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: беличья, лисья, медвежья. Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к животным. Демонстрационный материал: презентация с иллюстрациями к книгам и портретом Е. И. Чарушина, предметные картинки (белка, для игры - грибы, орехи, жёлуди, апельсин, банан, яблоко, книги с иллюстрациями разных художников-анималистов, образец, мольберт.
Публикация «Конспект НОД по рисованию белочки в технике „тычок жёсткой кистью“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Белка, белочка. Рисование
- Белка, белочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
На каждого ребенка: напечатанный силуэт белки для раскрашивания, гуашь, палитра, твёрдая кисточка, баночки с водой, черный фломастер.
Предварительная работа: 1. Просмотр мультимедиа презентации «Животные зимой», беседы о подготовке животных к зиме.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Зоологическое домино», «Четвёртый лишний?» и др. Проведение подвижных игр «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Волк во рву» и др.
4. Чтение произведений В. Бианки «Готовимся к зиме» и «Медвежонок», Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», сказки Скребицкого Г. А. "Всяк по-своему", разучивание наизусть потешки «Сидит белка на тележке…».
Планируемые результаты:
- ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме; - ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения.
Ход НОД:
1. Орг. момент.
2. Выставка книг с иллюстрациями художников-анималистов. Рассматривание иллюстраций с изображением животных в разных книгах. - Кто изображен на этих иллюстрациях? Какие животные в этих книгах нарисованы? Они взрослые или детеныши? – Что общего на рисунках и у взрослых животных и у их детёнышей? Чем покрыто их тело? (шерстью). – Как вы думаете, какая шерсть белки на ощупь? (пушистая, мягкая, густая).- Кто нарисовал все эти рисунки в книгах? (художники).
Художников, у которых главными героями рисунка являются звери и птицы, называют анималистами. СЛАЙД. Слово «анимал» в переводе с другого языка (с латинского) означает - животное. Поэтому запомните, ребята, рисунки с изображением разных животных относятся к анималистическому жанру живописи. Мы с вами уже знакомы с пейзажем и портретами.
3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы познакомимся подробно с творчеством одного из художников-иллюстраторов детской книги – Евгения Ивановича Чарушина. СЛАЙД 6 - 11 (показ его портрета и работ).
Рассказ об автобиографии художника Е. И. Чарушина: родился в г. Вятке в семье архитектора (объясняю, кто такой архитектор). Отец приучал с раннего возраста мальчика к рисованию. Он много учился и окончил Академию художеств. Чарушин Е. И. очень любил рисовать детенышей животных, поэтому во многих детских книгах есть его иллюстрации, например, сказка М. Горького «Воробьишко» (показ иллюстраций книги). Художник учит и нас любить и уважать драгоценный мир природы.
- Кто из вас запомнил, как называют художников, изображающих животных? А как называется жанр, который изображает животных? Вот и мы с вами, сегодня будем художниками — анималистами. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного мы будем рисовать?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).СЛАЙД №12.
Рассматривание иллюстраций с изображением белок (СЛАЙДЫ, рассказ об их образе жизни.
Белка живёт на дереве в дупле, обычно у белки не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Забавный, очень подвижныйи любознательный зверек. Как вы понимаете смысл пословицы: белку ловить, только ножки отбить. Правильно, человеку очень трудно поймать белку, потому что это проворное шустрое животное быстро бегает и хорошо прыгает. Белка по размеру меньше зайца, осенью белка меняет свою шерсть. –Какого она цвета зимой? А какого летом? (зимой её шерстка серого цвета, а летом – она рыжая). Ценили белку охотники за красивый мех, а художники одними из лучших до сих пор считают кисти из беличьей шёрстки.
Интересно выглядят беличьи следы на снегу: посмотрите на слайд. А теперь среди следов других животных попытайтесь узнать беличьи.
- Расскажите, как белочка готовиться к зиме? (ответы детей).
Характерной особенностью многих белок является их способность запасать орехи на зиму и начинает она это делать уже летом. При этом некоторые из них закапывают орехи в землю, а другие прячут свои запасы в дуплах деревьев. Но белки иногда забывают, что и где они спрятали и орехи прорастают, давая молодую поросль деревьев. Таким образом, сами того не желая, белки активно участвуют в обновлении лесов.
Стихотворение «Белка»
Далеко ещё зима, но совсем не для потехи
Тащит белка в закрома шишки, ягоды, орехи.
Знает маленький зверё к: запасаться надо в срок.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки».(Картинки с изображением корма лежат на столе).
Ход игры:Выбираются 2 белочки. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Артикуляционная гимнастика.
– А теперь, ребята, вокруг себя повернитесь и все вы в белочек превратитесь. Ой, какие замечательные белочки! Давайте погрызем орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.). Сейчас разомнём свои лапки.
Физкультурная минутка
Скучно белочке в дупле, веселее на земле. И. п. – о. с. потянуться, хлопок над головой.
Прыг-прыг, прыг-прыг- по стволу сбежала вмиг, Прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движений белочки)
По дорожке по лесной побежала в лес густой, Бег на месте с доставанием пятками ягодиц.
А лиса – навстречу ей, прячься, белочка, скорей! Присесть, закрывая голову руками.
А теперь вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.
Сейчас, мы разбудим наши пальчики, чтобы они у нас хорошо работали, красиво рисовали. Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. Друг о друга попеременно.)
Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начи-
Воробью, синичке, ная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары
Кому в зобок, кулачками).
Кому в лапочку.
Ребята, что-то наша белочка такая грустная, что случилось? Белочке одной скучно, у нее в лесу нет друзей. – Что же нам делать? Как порадовать белочку? (Нарисуем ей друзей).
Показ и анализ образца. – Какого цвета шерсть у белки на моём рисунке? В какое время года она имеет такой окрас? (зимой). Посмотрите внимательно, что есть на голове у белки? (чёрные маленькие глазки, носик, усы и ушки с кисточками).
- Какой формы её туловище? Опишите её лапки (на лапках острые коготки, ими белочка цепляется за кору деревьев). Опишите хвост белки. (В холодную погоду белка хвостом накрывает себя, как теплым одеялом, чтобы согреться. Когда белка прыгает, она поднимает хвост над собой, распушает, и он, как парашют, помогает ей приземлиться плавно).
- Подумайте и скажите, какую словесную характеристику можно дать белке. Какая она? (красивая, пушистая, запасливая, пугливая, чистоплотная, трудолюбивая, проворная, сообразительная, ласковая, добродушная, и т д.)
Игровая ситуация: ребята, а сейчас мы с вами превратимся в художников-анималистов, а наша группа – в художественную мастерскую.
У вас на столе стоит гуашь. Есть ли в ней оранжевый или серый цвет? (нет). Мы его получим, смешав на палитре 2 основных цвета. Если мы смешаем жёлтую и красную гуашь, то какой цвет мы получим? (оранжевый). Как вы думаете, чтобы получить серый цвет, какие цвета надо перемешать (чёрную краску с белой). Вот так показываю. Затем мы возьмём вот такую кисть. Чем она отличается от беличьей? (более жесткие щетинки).Посмотрите, как мы будем раскрашивать шерстку белки? Сначала по контуру всего рисунка белочки наносим вот такие тычки, для того, чтобы шерсть нашей белочки получилась более пушистой и густой. Кисть держим вертикально и совершаем вот такие отрывистые движения от бумаги, а не размазываем гуашь. Затем таким же образом раскрашиваем середину рисунка. Кто справится с заданием, может нарисовать ветку дерева чёрным фломастером, на котором сидит белочка. Этим же фломастером раскрасим нос у белки.
Подведение итогов НОД.
Какие замечательные белочки у вас получились. Белочка благодарит вас за работу и таких красивых пушистых друзей.
- С каким жанром мы с вами познакомились? Как называют художников, работающих в этом жанре? Чем мы с вами рисовали шёрстку белочки? (жёсткой кистью в технике «тычок»).
Анализ детских работ: выставка «Наши бельчата» - Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
Рефлексия: - Что больше всего вам понравилось делать во время занятия?
- Как вы думаете, для чего вам в будущем пригодятся полученные во время занятия знания?
Молодцы, всем спасибо за хорошую работу и полные ответы.