Ульянова Екатерина
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду в развитии детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
И в десять лет, и в семь,
И в пять, ив два, и в три.
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует….»
Валентин Берестов
Цель: Формирование и развитие художественно-творческих способностей в раннем возрасте через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования в детском саду в развитии детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, мелкую моторику, речь.
Способствовать эстетическому восприятию мира.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Рисование - один из любимых видов деятельности детей раннего возраста, а рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное - самовыражаться.
Важную роль в развитии детей раннего возраста играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитываю, чтобы она носила развивающий характер, и была направлена на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для рисования с использованием нетрадиционных материалов нужны определенные средства: оборудование, канцтовары и многое другое.
Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток и т. д.) все это можно использовать в рисовании. В моей группе имеется достаточно материала для проведения нетрадиционного рисования (поролоновые губки, ватные палочки, пробки-штампы, скомканная бумага и т. д.). Все это, а также наши пальчики и ладошки, я использую в нетрадиционном рисовании с малышами. Рисование с применением нетрадиционных техник провожу во время организованной образовательной деятельности с использованием методического пособия «Рисование в ясельных группах детского сада с детьми 2-3 лет» Колдиной Д. Н., входящее в учебно-методический комплекс к программе «От рождения до школы». Но для расширения творческих способностей детей организованную деятельность дополняю парциальной программой «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отворачивает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение.
Начав использование нетрадиционных техник рисования - сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей раннего возраста тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру.
Работая в группе раннего возраста, были такие малыши, которые боялись рисовать краской при помощи своих пальчиков и ладошек, так как дома это делать запрещается (дорогой ремонт, дорогая мебель, и т. д., но через несколько занятий эта боязнь проходит, и малыши с удовольствием начинают рисовать и пальчиками, и ладошками, и другими нетрадиционными способами.
Свою работу в группе раннего возраста по нетрадиционной техники рисования, начала с очень доступных для детей техник :
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками картошки - эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков композиции, украшать ими салфетки, платочки, открытки и т. д.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
Рисование ватными палочками - эта техника позволяет произвести точечный рисунок и линии.
Рисование поролоном - техника позволяет промазать краску по бумаге, так и примакнуть по поверхности листа.
Рисование восковыми мелками (свечой) и акварелью - сначала наносим рисунок воском, а затем используем акварель.
Рисование мятой бумагой - мнём лист бумаги и опускаем в краску, затем делаем оттиск.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям раннего возраста чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В работе с родителям регулярно организую выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Обязательно включаю беседы, консультации. Эти виды рисования очень заинтересовали не только детей, но и их родителей.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
А самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос : «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку, понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Рекомендации педагогам:
используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения
Хочу закончить свое выступление словами В. А Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».