Елена Короткова
Тема: «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.
Образовательные области:
«познание», «коммуникация» «чтение художественной литературы», «художественно творчество».
Основные задачи:
Активизация и обогащение слвоарного запаса по лексическим темам : «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Развитие фонематического восприятия. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Развитие координации речи с движением. Создание эмоционального натсроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Публикация «Тема: „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
Игрушка «Синичка», картинки перелетных и зимующих птиц, схемы слогов в виде еловых веточек, медальки с изображением птиц, музыкальный центр, диск с записями музыкальных произведений П. И. Чайковского "Осень" из алибома "Времена года".
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
Дети сидят в группе, оформленной детскими рисунками по темам : «Птицы», «Времены года» и слушают музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: Посмотрите, как красиво в нашей группе: у нас настоящая осень. С наступлением холодов осенью меняется жизнь птиц. Вот как об этом написано в стихотворении:
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетели, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
улетает, улетел.
О каких птицах написано стихотворение?
Дети: О перелетных.
В. : Почему мы так их называем?
Д. : Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края.
В. : Почему птицы улетают?
Д. : Птицы питаются насекомыми, многие из которых в конце лета пропадают. Водоплавающие птицы улетают, когда замерзают реки и озера.
В. : Но улетают не все птицы, есть и те, которые остаются с нами. Как называются такие птицы?
Д. : Зимующие.
В. : Почему они атк называются?
Д. : Они зимуют в наших краях.
В. : Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам зимовать. Как называют таких птиц?
Д. : Таких птиц называют кочующими.
Физкультурная минутка (стоя).
Подвижная игра «Птицы летят».
В. : Давайте поучимся летать как птицы.
Движение начинается — кисти просыпаются.
Кисти вверх взлетают, локти поднимают.
Ручки машут высоко. Летят птицы далеко.
Долго так летали, крыльями махали.
К домику летели, отдохнуть хотели.
Птички приземлились, крылышки сложились.
(Дети выполняют движения согласно тексту).
В. : Сейчас я загадаю вам загадки, отгадку вы должны найти среди иллюстраций.
Озорной мальчишка
В сереньком пальтишке
По двору шныряет
Крошки собирает
(Воробей, он зимующий)
Непоседа птица эта
Одного с березой цвета.
(Сорока, она зимующая)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженых яблоки клюют.
(Снегири, они кочующие)
На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его.
(Скворец, он перелетный)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка, она перелетная)
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима.
Сосны, ели дарят птице
Золотые семена.
(Клёст, он зимующий)
В. : Молодцы, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами.
Игра «Улетают — не улетают».
(Педагог раскладывает картинки с птицами (изображением вниз) в центре круга. Дети под музыку бегут по кругу и делают взмахи руками. По окончании музыки дети поднимают картинки. Те дети, у которых зимующие птицы, приседают, а те дети, у которых перелетные птицы, делают взмахи руками.)
(Игра повторяется 2 раза. Дети садятся с картинками.)
В. : А теперь посмотрите на веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка «сядет» на одну веточку, если два — на две веточки, три — на три веточки.
(Дети произносят названия птиц по слогам и помещают на соответствующую веточку свою картинку.)
В. : Птички на веточках сидят, а мы с вами поиграем с мячом.
(Дети становятся в круг.)
• У сороки белые бока, поэтому её называют … (белобокая)
• У синицы желтая грудь, поэтому её называют … (желтогрудая)
• У дятла красная голова, он … (красноголовый)
• У грача чёрные крылья, он … (чернокрылый)
• У соловья звонкий голос, его называют … (звонкоголосый)
• У аиста длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногий)
В. : А сейчас мы поиграем с синичкой, которая прилетела к нам в гости. Расскажите, что она делала в лесу.
• Синичка с веточки … (слетела)
• Синичка от ёлки … (улетела)
• Синичка к кормушке … (подлетела)
• Синичка с ветки на ветку … (перелетела)
• Синичка от кормушки … (отлетела)
• Синичка вокруг кормушки … (облетела)
(Дети передают друг другу игрушку Синичку и заканчивают предложение.)
В. : Молодцы, ребята! А теперь внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее.
• Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.
• Журавли, журавлиный, журнал, журавушка.
• Утка, утиный, уточка, минутка.
• Голубь, голубок, голубизна, голубятня.
• Сова, совушка, совет, совиный.
В. : Ну, ребята, молодцы! Всё вы знаете! А сейчас будьте особенно внимательны: вопросы «на засыпку».
• Чего больше — крыльев или птиц?
• Чего больше — крыльев или ног у птиц?
• Чего больше — перьев или птиц?
• Чего больше — клювов или хвостов у птиц?
В. : Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили! За это вам положена медалька с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает.
(Дети выполняют задание.)
В. : дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните с образцом. Молодцы, возьмите их себе на память.