Зера Якубова
Тема: «Наша Вселенная».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема “ Наша Вселенная”.
Цель: познакомить детей с понятием “Вселенная” - это огромное пространство, которое заполнено звёздами, планетами, галактиками, чёрными дырами. Все эти составляющие находятся во взаимодействии и образуют целую систему – Вселенную.
Образовательные задачи:
1. Учить детей отвечать на вопросы.
2. Находить самостоятельно нужный ответ.
3. Дать представление о Солнце как о самой яркой звезде.
4. Познакомить детей с планетой Земля.
5. Учить проводить опытную работу.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь детей.
Публикация «Тема: „Наша Вселенная“,» размещена в разделах
2. Развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к планете Земля.
Материал: плоскостное изображение Солнца и Земли; жёлтые круги диаметром 5 см на каждого ребёнка; карта ночного неба; фонарик; солнцезащитные очки; свеча; теннисный шарик; глобус.
Ход занятия:
На доске висит плоскостное изображение солнца.
Воспитатель: Что вы видите на доске?
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Почему говорят “Солнышко в мешок не поймаешь”?
(ответы детей)
Воспитатель: Что такое солнышко?
Дети: Это раскалённый шар.
Воспитатель: Где мы видим солнце?
Дети: Мы солнце видим на небе.
Воспитатель: В какую часть суток мы можем видеть солнце?
Дети: Мы видим солнце днём.
Воспитатель: А где же солнце бывает ночью? Ночью солнце светит на другой стороне планеты.
Воспитатель: Что ещё бывает на небе?
Дети: На небе есть ещё Луна и звёзды.
Воспитатель: Когда мы видим Луну и звёзды?
Дети: Мы видим их ночью.
Воспитатель: Почему мы их не видим днём? Потому что свет солнца гораздо сильнее и свет звёзд не видно.
Воспитатель: Вы все ответили правильно. Солнце – это большая, большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Но солнце – это не единственная звезда на небе. Вот посмотрите на карту звёздного неба. Видите, как много звёзд на нём. Но самая яркая звезда – это Солнце. Потому что другие звёзды находятся от нас ещё дальше, чем солнце.
(рассматриваем карту звёздного неба)
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть фонарик. Подойдите ко мне ближе, я включу фонарик. Какой свет у фонарик – яркий или нет?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь отойдите подальше, в самый конец группы и посмотрите, какой свет будет от нашего фонарика.
(дети отходят и замечают, что свет фонарика почти невиден)
Воспитатель: Вот так и света звёзд не видно днём, потому что солнечный свет очень яркий.
На доске вешается плоскостное изображение Земли и вносится глобус.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Это наша Земля.
Воспитатель: Правильно. Наша планета Земля – это огромный преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев чтобы объехать его вокруг. Подумайте и скажите, почему же Земля у нас голубого цвета?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам было трудно догадаться. Я вам подскажу. На нашей Земле очень много воды. Именно она дала такой цвет нашей планете.
Воспитатель: Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого на Земле сменяются времена года и части суток.
Делаем опыт с глобусом и свечой. Определяем, где будет день, а где – ночь.
Зажигаем настоящую свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращаем теннисный шарик. Это макет Земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны – осень и весна.
Обращаем внимание детей на то, что когда лучи от “солнца” падают прямо, то на Земле тепло, и это – лето. Если лучи солнца падают под углом, то на Земле осень или весна. Чем дальше мы будем относить шарик от свечки, тем меньше света на него падает.
Дети проделывают опыт сами под наблюдением воспитателя.
Физкультминутка
Дети встают в круг. Воспитатель стоит в центре. Дети изображают планету Земля. Воспитатель – солнце. Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу. По сигналу воспитателя дети останавливаются. Воспитатель спрашивает: “У кого сейчас лето?”, “У кого сейчас день?”, “У кого сейчас ночь?”, “У кого сейчас зима?”.
Дети определяют своё положение по отношению к воспитателю и отвечают на вопрос.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что солнце – это раскалённый шар. Почему вы так решили? Чем можно это доказать?
Дети: Когда светит солнышко, на улице тепло.
Воспитатель: Подойдите к окошку и посмотрите, какое сегодня красивое, яркое солнышко.
(дети щурятся, им смотреть на солнышко трудно)
Воспитатель: Вот мы и доказали. Солнце раскалено до такой степени, что смотреть на него без специальных приборов нельзя. Что нужно иметь, чтобы смотреть на солнце?
Дети: Можно надеть солнечные очки.
Воспитатель: Правильно, а можно смотреть в специальный телескоп, можно просто смотреть в цветное, тёмное стекло.
(дети одевают очки и смотрят на солнце)
Воспитатель: Что мы получаем от солнца?
Дети: Мы получаем от солнца свет и тепло.
Воспитатель: Что было бы, если бы не было солнца?
(ответы детей)
Воспитатель: Если бы не было солнца, то на Земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, потому что они не могут расти без света. Жили бы на Земле только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнышка было бы всем очень плохо.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Поле не меряно (небо)
Овцы не считаны (звёзды)
А пастух рогат (месяц)
Воспитатель: Почему небо сравнивают с полем?
Дети: Потому что оно такое же большое, как поле.
Воспитатель: Почему звёзды сравнивают с овцами?
Дети: Потому что их так же много, как и белых овец, которые разбрелись по всему полю.
Воспитатель: А почему месяц сравнивают с пастухом, да ещё и рогатым? Пастух всегда один, и месяц на небе один. Когда месяц не полный, то кажется, что он с рогами.
Воспитатель: Ребята, если бы вам предложили сейчас улететь с планеты Земля на другую планету, то вы бы согласились?
Дети: Мы бы никуда не уехали, потому что на Земле наш родной дом. Здесь живут наши родные люди и друзья.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали, и солнце дарит вам маленькие солнышки.