Светлана Трощенкова
Мастер-класс в начальной школе «Волшебный мир аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для родителей «Волшебный мир аппликации»
Авторы:
Хорольская Анна Владимировна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад №5
«Незабудка»
Левокумского муниципального округа
Ставропольского края,
Трощенкова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5
Левокумского муниципального округа
Ставропольского края
Тема мастер-класса : «Волшебный мир аппликации»
Публикация «Мастер-класс в начальной школе „Волшебный мир аппликации“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Участники мастер-класса :
Воспитатели группы
Учителя начальных классов
Родители
Дети группы
Цель мастер-класса :
- познакомить родителей с увлекательным миром аппликации, ее правилами, с основными приемами, техниками и с умением объединять все элементы в единую композицию, сюжет;
Задачи мастер-класса :
- доставить детям и родителям радость от совместного общения;
- повысить компетентность родителей в использовании методов и приемов аппликации детей;
- развивать у детей мелкую моторику рук, пространственное мышление, художественно-эстетический вкус и восприятие, а также закреплять такие сенсорные эталоны, как цвет, форма и величина.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Уважаемые родители, здравствуйте! На сегодняшнем мастер-классе мы познакомим вас с увлекательным миром аппликации, ее правилами, с основными приемами, техниками; с разными способами работы с бумагой: ее можно мять, рвать, резать на прямые полоски, вырезывать из квадрата круг и из прямоугольника – овал, вырезывать по контуру, использовать технологию мозаики и, что не мало важно - объединять все элементы в единую композицию, сюжет
Аппликация - является одним из видов прикладного искусства, в переводе с латинского, она означает «прикладывание, накладывание». Это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания разноцветных кусочков материи, бумаги.
Основное внимание в средне группе мы будем направлять на обучение детей технике работы с ножницами, показу приемов вырезания. Вы должны знать, контролировать и закреплять у детей умение держать правильно ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед. (Дети берут ножницы правильно, а родители проверяют и помогают детям правильно держать ножницы)
Необходимо соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, которые нужно повторять каждый раз перед началом занятий.
2. Основная часть
2.1. Приемы вырезывания
- А теперь мы познакомим вас с приемами вырезывания. Существует множество приемов вырезывания, на данном возрастном этапе используются следующие приемы:
- разрезание узких полос;
- разрезание широких полос;
- вырезывание правильных геометрических форм;
- вырезывание из бумаги, сложенной вдвое.
Разрезание узких полос:
Взяв правильно в руки ножницы, нужно сначала раскрыть лезвия, левой рукой (для правшей) вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц – получится полосочка.
Разрезание широких полос:
При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают»
Вырезывание правильных геометрических форм:
На первом этапе детей необходимо научить делать косые срезы у прямоугольников (получается треугольник, а так же разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок).
Наиболее трудным приемом для детей является вырезывание округлых форм: кругов и овалов.
Внимание детей направляется на то, что у квадрата, прямоугольника срезают только самый уголок (чтобы он отпал, слегка поворачивая бумагу в руке.
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое:
Этот прием применяется при вырезывании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). Используя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорциональные соотношения по ширине предмета, так как, вырезывая из бумаги, надо представить только половину предмета.
2.2. Нетрадиционные техники аппликации
В работе с детьми, мы будем использовать нетрадиционные техники аппликации : техники «мозаика», «обрывание», «мятая бумага».
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Техника сминания - это самая простая техника, которая интересна детям любого возраста. С ней могут справиться даже самые маленькие детки в возрасте 2-х лет, конечно под чутким руководством взрослых. Аппликации, выполненные в этом стиле, получаются объемными и оригинальными. Удовольствие от процесса работы, получат все участники процесса. Бумажная пластика (так еще называют технику сминания) поможет детям развить дизайнерские способности, так как она имеет удивительную способность — менять форму, и поэтому способствует развитию творческого мышления
2.3. Практическая совместная работа
- Ну что ж, а теперь перейдем к практике. Для начала мы берем фиолетовый лист бумаги и сминаем его, придавая форму овала. На что это похоже? (На тучку)
- Правильно, это тучка. Приклеиваем нашу тучку в левом верхнем углу. Здесь мы используем нетрадиционную технику «Мятая бумага».
- Что может идти из тучки? (дождь, снег). Конечно, мы возьмем фиолетовую узкую полоску бумаги и разрежем ее на несколько частей, получится дождь. Используем прием «разрезание узких полос». Аккуратно наносим клей на полосы и наклеиваем к тучке.
- Посмотрите, ребята, у нас есть коричневый лист бумаги, какую форму он имеет? (квадрат).
- Что может быть квадратной формы? (картина, шкаф, дом). Из нашего квадрата мы сделаем дом, приклеиваем в левом нижнем углу. Из каких частей состоит дом (стена, окно, крыша). Какой формы крыша у дома? (треугольник). Давайте нарисуем треугольник (крышу, родители могут нам помочь. А заполним мы нашу крышу треугольной мозаикой, которую нарежут родители. Используем нетрадиционную технику «Мозаика». Здесь важно запомнить, что клей наносится не на кусочки бумаги – мозаику, а на лист бумаги, на то пространство, которое необходимо заполнить, в данном случае треугольник, который будет являться крышей нашего дома.
Теперь, я предлагаю вам взять полоску бумаги зеленого цвета, что бывает зеленого цвета? (кузнечик, трава, листик). Давайте сделаем цветок, у него есть стебель, листья и сам цветок. Из широкой полоски зеленого цвета, мы вырежем стебель (длинная прямая полоса, используем прием «разрезание широких полос».
Затем возьмем бумагу, сложим ее вдвое, нарисуем на ней дугу и вырежем листья, используя прием «вырезывание из бумаги, сложенной вдвое», здесь важно следить, чтобы линия сгиба находилась в руке слева от ножниц. Далее вырезываем сам цветок (круг из квадрата, закругляя уголки, используя прием «вырезывание правильных геометрических форм». Собираем наш цветок на листе бумаги посередине и приклеиваем: сначала стебель – листья – бутон.
- Посмотрите на наш лист бумаги, у нас есть тучка с дождем, есть дом с крышей, есть цветок. Но у нас осталось еще два листика желтого и зеленого цвета. Я предлагаю из желтого маленького квадратика сделать окошко для нашего домика (Дети приклеивают окно).
А из зеленого листа бумаги сделать травку, но не разрезая ее, а разрывая на кусочки (используется нетрадиционная техника «Обрывание»). Рвем бумагу и аккуратно наклеиваем внизу нашего листа. Какие замечательные работы у нас получились! Нам осталось только положить их под пресс, чтобы они просохли.
Хочется повторить правила работы:
1. Правильно держи ножницы и соблюдай правила безопасности.
2. Правильно держи кисть и аккуратно наклеивай, убирая излишки клея салфеткой.
3. Сначала выложи композицию целиком на листе бумаги, а потом приклеивай.
3. Если аппликация необъемная, то после завершения работы, ее необходимо положить под пресс, чтобы она высохла.
3. Заключительная часть
Посмотрите, какие замечательные совместные работы получились у нас вами! (Выставка совместных работ)
Чтобы подвести итог нашего мастер-класса, я хочу узнать, заинтересовала ли вас такая форма проведения мероприятия? Полезен ли для вас мастер-класс?
Уважаемые родители! Общайтесь со своими детьми, совместно делайте аппликации, рисуйте, читайте, вместе обсуждайте прочитанное!
Поощряйте ребенка заниматься творчеством. Устраивайте совместные творческие посиделки.
Получайте удовольствие от творчества и искренне восхищайтесь творческим процессом и творениями вашего малыша.
С раннего детства покажите ребенку, что творчество естественно и приносит удовольствие.
Занимайтесь своим творческим процессом рядом с ним и объясняйте понемногу, что вы делаете и зачем.
Постепенно разрешайте и ему поучаствовать в том, что вы делаете!
Желаем вам удачи в ваших творческих поисках и начинаниях!