Жигайло Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Лекарственные травы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с лекарственными растениям, закрепить знания, об их целебных свойствах;
• Познакомить с правилами сбора лекарственных растений;
• Обогащать словарь детей по теме названиями лекарственных растений;
• Продолжать закреплять знания детей о правилах поведения в природе.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Лекарственные травы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Старшая группа
- Темочки
• Развивающие :
• Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
• Развивать познавательный интерес к природе родного края; мыслительные процессы, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
• Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав,
(презентация «Загадки о целебных травах», оборудование для просмотра презентации, разрезные картинки.
Методы и приемы:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании;
Форма совместной деятельности: Организованная образовательная деятельность с просмотром мультимедийной презентации "Лекарственные растения Кугарчинского района"
Форма организации: групповая.
Виды детской деятельности: чтение художественной литературы, игровая, двигательная, социально-коммуникативная.
Средства: проектор, экран, ноутбук.
Литературные: загадки о лекарственных растениях.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что такое природа? Как вы это понимаете? (ответы детей)
(Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы.
Это все, что нас окружает, что не создано руками человека).
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о лекарственных растениях
нашего края. Ребята, скажите, как называется наш район?
(Наш район называется Кугарчинский).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие лекарственные растения растут в нашем
Кугарчинском районе? (Крапива, подорожник, ромашка и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята. А где растут лекарственные растения? (В лесу)
Воспитатель: Правильно и сегодня, ребята, к нам прилетела из леса «Совушка
Сова - Умнейшая голова». Давайте мы с ней поздороваемся.
(Слайд 1)
Сова: Здравствуйте, ребята. Я вас сегодня приглашаю в путешествие, в страну
лекарственных растений нашего края. Но, с начало скажите мне пожалуйста,
почему некоторые растения называются «лекарственными»?
Дети: Потому что они лечат людей от разных болезней.
Сова: Правильно, ребята. Издавна люди заметили, что больные животные уходят лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.
Так и человек стал искать помощи у разных растений. Поэтому такие растения называют лекарственными.
Воспитатель: Правильно, ребята, как богат наш район лекарственными
растениями, которые помогают людям от их болезней.
Сова: Ну, что вы хотите отправиться в путешествие? (Да)
Но я хочу вас предупредить, что вас впереди ждут сложные задания.
Первое задание «Загадки»
Сова: Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня. (Крапива) (Слайд2)
Воспитатель: Но, почему же все-таки крапива обжигает? Листья и стебли растения имеют особые волоски. Каждый волосок– как тонкая игла шприца.
Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
Чем же полезна крапива? (Слайд 4)
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.
В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого
растения очень прочные волоски. А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.
Сова: Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова.
(одуванчик). (Слайд 6)
Воспитатель: Правильно это одуванчик. Цветы у одуванчика словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.
Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.
Дыхательная гимнастика.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Чем полезен одуванчик?
В листьях одуванчика много витаминов и поэтому из листьев
одуванчика варят щи, добавляют листья в салат, моют голову
настоем. Одуванчик лечит кашель. Из корней одуванчика
делают вот такой сироп. Который не только помогает при кашле,
но и оздоравливает организм.
Сова: Ребята, а кто знает стихотворение про одуванчик?
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик
Вырастет, нарядится в беленькое платьице.
Белое, воздушное, ветерку послушное.
Гимнастика для глаз
Раз - налево, два на - право,
Три- наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного.
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много- много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Сова: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?
Послушайте:
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашка.)
Воспитатель: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Применяют в косметических целях при изготовлении кремов,
шампуней, мыла, зубной пасты.
Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
Сова: Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник.)
Воспитатель: А где он растет? Подорожник растёт около дорог.
А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Подорожник –великий путешественник. Приклеившись к ногам
людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник
называется зелёным бинтом, разобьёшь коленку, сорви. Если
лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай
поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к
ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется. Его
прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.
Сова: Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-мачеха)
Воспитатель: Ребята, а чем полезна мать -и –мачеха?
- Да, действительно мать – и - мачеха хорошо лечит кашель.
Физминутка
Говорит цветку цветок: (дети поднимают и опускают руки)
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку (дети шагают на месте, высоко
поднимая колени)
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай – (вращение головой)
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – (наклоны)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, (встряхивание кистями рук)
Отряхни и успокойся.
Наконец готовы все (дети садятся на места)
День встречать во всей красе.
Сова: Ребята, а знаете ли вы правила, как надо собирать растения?
Давайте мы с ними познакомимся.
Правила сбора лекарственных растений
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей)
Придя с прогулки из леса обязательно вымой руки!
Сова: А расскажите-ка ребята, как надо вести себя в лесу?
Не надо включать громко музыку.
Нельзя рвать растения с корнем.
Нельзя разжигать костер в лесу.
Надо убирать за собой мусор.
Нельзя бросать мусор в речку.
Сова: Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его.
Дидактическая игра «Узнай и собери растение»
Сова: Вы молодцы! Вы справились с моими заданиями. А мне пора улетать в лес. До свидания дети. (Дети прощаются)
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня прилетал?
Чем мы сегодня занимались? О чем беседовали?