Лидия Напольнова
Консультация для педагогов «Компетентностная модель в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: «Компетентностная модель в дошкольном образовании».
2 слайд
Компетентностная модель в дошкольном образовании – это подход к обучению и воспитанию детей, который ориентирован на развитие у них ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в обществе и дальнейшего обучения. В отличие от традиционного подхода, где акцент делается на передачу знаний, компетентностный подход фокусируется на формировании умений и навыков, которые позволят ребенку эффективно действовать в различных жизненных ситуациях.
3 слайд
Виды компетентностей, которые формируются в дошкольном образовании:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Технологическая (деятельностная) компетентность. Готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению технологии деятельности.
2. Информационная компетентность.
Готовность принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
4 слайд
3. Социально-коммуникативная компетентность.
Готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
4. Здоровьесберегающая компетентность.
Умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья — производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации.
5 слайд
Основные принципы компетентностной модели дошкольного образования:
1. Целостность развития:
Упор делается на комплексное развитие ребенка, включая интеллектуальные, эмоциональные, социальные и физические аспекты.
2. Активное участие:
Ребенок является активным участником образовательного процесса, а не пассивным получателем информации.
3. Практическая направленность:
Обучение строится на основе реальных ситуаций и задач, с которыми ребенок может столкнуться в жизни.
6 слайд
4. Индивидуальный подход:
Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его интересов и потребностей.
5. Интеграция знаний:
Информация преподносится в контексте междисциплинарных связей, чтобы ребёнок мог видеть общую картину мира.
6. Оценка результатов:
Оцениваются не столько знания, сколько умения применять их на практике.
7 слайд
Примеры ключевых компетенций в рамках компетентностного подхода:
- Коммуникативные навыки: умение выражать свои мысли, слушать других, работать в команде.
- Социальные компетенции: способность устанавливать контакты, разрешать конфликты, проявлять эмпатию.
- Креативность и критическое мышление: умение находить нестандартные решения, анализировать информацию.
8 слайд
- Физическая активность и здоровье: развитие двигательных навыков, понимание важности здорового образа жизни.
- Эмоциональная грамотность: осознание своих эмоций и управление ими, уважение к чувствам других людей.
9 слайд
В рамках компетентностной модели дошкольного образования применяются разнообразные методы, направленные на активное вовлечение детей в образовательный процесс и формирование у них необходимых компетенций. Вот некоторые из наиболее распространённых методов:
10 слайд
Игровые методы
- Ролевые игры – дети играют роли взрослых, что позволяет им лучше понять социальные отношения и правила поведения.
- Дидактические игры – специально разработанные игры, направленные на обучение определённым навыкам (например, счёт, чтение).
- Подвижные игры – способствуют физическому развитию и учат взаимодействию в группе.
11 слайд
Проектный метод.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Творческие, игровые, исследовательские, информационно-практикоориентрованные, смешанные, игровые.
12 слайд
Метод проблемного обучения – обучение через «открытие»
13 слайд
Моделирование.
Модели и макеты позволяют детям наглядно представлять сложные процессы и явления.
Например, создание моделей городов, природных ландшафтов или механизмов, помогает развивать пространственное мышление и воображение
14 слайд
Методы активного обучения
Предполагают активное участие детей в процессе обучения.
Примером могут служить дискуссии, мозговые штурмы, групповая работа, когда дети совместно обсуждают тему, предлагают идеи и находят решения
15 слайд
Экскурсии и наблюдения
Выездные мероприятия и наблюдения за природными объектами и явлениями развивают у детей любознательность, наблюдательность и формируют основы экологического сознания. Такие методы также способствуют развитию коммуникативных навыков и социальной активности.
16 слайд
Эксперименты дают возможность детям самостоятельно исследовать окружающий мир,
Проверять гипотезы и делать выводы.
Это способствует развитию научного мышления и интереса к познанию.
17 слайд
Творческие методы
Различные формы творческой деятельности, такие как рисование, лепка, музыка, театр, помогают развить у детей креативность, самовыражение и эстетический вкус.
Творчество также стимулирует эмоциональное развитие и способствует формированию уверенности в себе.
18 слайд
Современные технологии, такие как интерактивные доски, образовательные приложения и мультимедийные материалы, активно внедряются в образовательный процесс.
Они делают обучение более интересным и доступным, а также развивают цифровые навыки.
18 слайд
Все эти методы направлены на то, чтобы ребёнок не просто усваивал готовые знания, а учился применять их в разных ситуациях, развивая при этом необходимые жизненные компетенции. Важно отметить, что выбор метода зависит от конкретных целей и задач образовательного процесса, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
19 слайд
Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
Компетентностная модель дошкольного образования, помогает детям не просто накапливать знания, но и учиться использовать их в реальной жизни, становясь активными и самостоятельными членами общества.