елена заворотило
Консультация «Каменный век»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Каменный век».
Основание для выбора темы: Новизна темы, развитие познавательной активности детей.
Возрастная группа: Подготовительная группа.
Цель: Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста; введение детей в древнейший культурно-исторический период в развитии человечества – каменный век.
Задачи:
Публикация «Консультация „Каменный век“» размещена в разделах
- Создать условия для формирования у детей представлений об историческом периоде – каменный век; познакомить детей с животным и растительным миром того времени; дать представления об изготовлении орудия труда, добычи огня, охоты, о способе передачи информации древними людьми.
- Развивать психические процессы, познавательный интерес, умение излагать мысли, эмоции; стимулировать проявления любознательности.
- Воспитывать духовно – нравственные чувства, дружелюбные отношения детей в коллективе, экологическую культуру; создать условия для воспитания общепринятых норм и правил поведения в обществе.
понедельник вторник среда четверг пятница
Непосредственно образовательная деятельность 1. Коммуникация
Тема: Эволюция древнего человека.
Проблема: проследить цепочку эволюции человека.
Результат решения проблемы: составление коллажа развития человека.
2. Музыка
Тема: Звуки природы
3. Познание
Тема: Животные каменного века.
Проблема: выяснить каких животных каменного века знают дети.
Результат решения проблемы: найти схожесть и отличия животных нашего времени и того времени. 1. Труд
Тема: Орудия труда (с использованием ИКТ)
Проблема: как человек научился делать орудия труда и его значение.
Результат решения проблемы: изготовление первобытного орудия труда.
2. Физическая культура
Тема: Собирательство, как способ выживания.
3. Чтение худ. литературы
Тема: «По следам прошлого: книга для чтения по истории для дошкольников» Сухов В. В. и др.
Проблема: как начал человек охотиться на зверей.
Результат решения проблемы: составить небольшой пересказ по прочитанному. 1. Познание
Тема: Добыча огня.
Проблема: как первобытные люди добыли огонь и его значение в жизни людей.
Результат решения проблемы: составление паутинки добычи огня и его значения, имитация добычи огня.
2. Музыка
Тема: Ритуалы и поклонения богам.
3. Художественное творчество
Тема: Искусство первобытного человека.
Проблема: как первобытный человек выражал свои мысли и эмоции.
Результат решения проблемы: рисование наскального рисунка. 1. Коммуникация
Тема: Общение древних людей.
Проблема: какими способами передачи информации владели люди.
Результат решения проблемы: написание рисуночного письма.
2. Физическая культура
Тема: Охота древних людей
3. Познание
Тема: Счет в каменном веке.
Проблема: выяснит, как считали и определяли количество первобытные люди.
Результат решения проблемы: решение задач первобытных людей. 1. Социализация
Тема: Дом и очаг
Проблема: выяснить какие были условия жизни, общественное устройство и взаимоотношения у «человека-умелого».
Результат решения проблемы: инсценировка жизни «человека-умелого».
2. Художественное творчество
Тема: Тотемы
Проблема: что такое тотемы и для чего они нужны.
Результат решения проблемы: изготовление тотемов из твердеющего пластилина.
3. Физическая культура
Тема: Состязания племен.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утро:
- Беседа «Что означает – каменный век».
- Артикуляционная гимнастика
Прогулка:
- Наблюдение за неживой природой.
- П/И «Ловишки»
- П/И «Выше ноги от земли»
После сна:
- Гимнастика в кроватях
- Закаливание (ходьба по ребристой доске, пуговицам)
- Просмотр и обсуждение мультфильма студия Берг Саунд «Всемирная история-Древний человек – часть»
Вечер:
- Рисование пальцами «Пещера древнего человека»
- Рассматривание коллажа развития человека
- Аппликация из шерстяных ниток «Мамонт»
Утро:
- Рассматривание «Вековая лента наших предков» (беседа по ленте и расставление карточек)
- Пальчиковая гимнастика
Прогулка:
- Собираем объекты неживой природы (камни, ветки и т. д.)
- П/И «Охотники и звери»
- П/И «Найди свое место»
После сна:
- Гимнастика в кроватях
- Закаливание (ходьба по влажной и сухой поверхностям)
- Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе»
Вечер:
- Беседа «С приобретением орудия труда: чем занимались мужчины, а чем женщины»
- Мультимедийная презентация «Одежда древнего человека»
- Ручной труд: продолжаем изготовлять орудия труда древнего человека Утро:
- Беседа «Пожарная безопасность дома»
- Игра «Настроение»
Прогулка:
- Экскурсия в музей «Животные каменного века»
После сна:
- Гимнастика в кроватях
- Закаливание (ходьба по мешочкам с разным наполнением)
Чтение худ. литературы отрывков из книги С. Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Следы лесных великанов»).
Вечер:
- Экспериментирование: изготовляем краски для рисунков из природных материалов.
- Работа с «паутинкой добычи огня»
- Создание макета: жилища человека из бросового материала.
Утро:
- Д/И «Что лишнее?»
- Психогимнастика: Этюд «Сердце большого животного»
Прогулка:
- Наблюдение за растениями.
- Постройки из песка.
- П/И «Быстрые и меткие»
- П/И «Догони свою пару»
После сна:
- Гимнастика в кроватях
- Закаливание (ходьба по влажной и сухой поверхностям)
- Коллективный просмотр и обсуждение диафильма по повести французского писателя Д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».
Вечер:
- Сочини сказку про своего «древнего человечка».
- Д/И «Соотнеси количество и цифру»
- Лепка из глины «Посуда» (сушка изделий в духовом шкафу) Утро:
- Д/И «Продолжи логический ряд»
- Точечный самомассаж
Прогулка:
- Наблюдение за трудом взрослых.
- Рисование палкой на песке
- П/И «Охотники и рыболовы»
- П/И «Волк во рву»
После сна:
- Гимнастика в кроватях
- Закаливание ( ходьба по следам: мягким, колючим, шершавым, гладким и др.)
- Кукольный театр «Как человек приручил животных»
Вечер:
- Мультимедийная презентация «Как человек научился выращивать растения»
- «Письмо для родителей» (дети пишут письма в стиле наскального рисунка)
- Викторина «Каменный век»
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
- Д/И «Что сначала, что потом»
- Д/И «Следы животных»
- Д/И «Найди отличия»
- Рассматривание иллюстраций про древних людей: австралопитек, человек-умелый, человек-прямоходящий.
- С/Р «Археологи».
- Ведение календаря природы
- С/Р «Охотники»
- Музыкотерапия «Слушание звуков природы»
- Д/И «Одень древнего человека» (подобрать украшения, несущего информацию о своем хозяине и придающего ему магическую защиту и силу).
- Д/И «Доисторический зоопарк»
- П/И «Сбей кеглю» - С/Р «Поклонение богам»
- Режиссёрские игры детей
- Музыкотерапия. (зарождение музыки, первые музыкальные инструменты, прослушивание музыкальных фрагментов реконструкции звучания древнейших музыкальных инструментов).
- Конструирование из мягких модулей.
- П/И «Подбрось, поймай» - С/Р «Торговля» ( обмена товаром: орудия труда, шкуры, утварь, украшения и т. д.)
- Д/И «Раздели лепешки на части»
- Д/И «Амулет из макарон»
- Мнемотаблицы
- Тренинг эмоций
Игра «Первобытные моды» (маскирующая и боевая раскраска тела, украшения из раковин, перьев, камней, украшения из когтей и зубов животных). - Д/И «Засей поле»
- П/И «Перепрыгни через ручей»
- Куклотерапия по замыслу (пальчиковые марионетки).
- Чтение отрывка из книги А. М. Линевского «Листы каменной книги» (часть 2, глава VII).
- Ведение календаря природы
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Ознакомить родителей с темой недели.
Оформление стенда «Эволюция человека» Домашнее задание: изготовить или сшить для своего ребенка элементы одежды древнего человека Развлечение для родителей «Путешествие в прошлое» Мини – музей каменного века (выставка рисунков животных, людей; наскальные рисунки; посуда и одежда древних людей, тотемы, амулеты и т. д.) Фотогалерея для родителей «Чем мы занимались!»