Бушкова Ирина
Использование театрализованной игры как средства воспитания дружеских отношений между детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Бушкова Ирина Ивановна. Ижевск МБДОУ №241
Тема: «Использование театрализованной игры, как средства воспитания дружеских отношений между детьми»
Дошкольное детство – сенситивный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает система представлений об окружающей деятельности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.
Публикация «Использование театрализованной игры как средства воспитания дружеских отношений между детьми» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей.
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования.
Дружба, дружеские отношения между детьми дошкольного возраста были предметом исследования многих педагогов и психологов таких как (Валентина Павловна Залогина, А. И. Аржанова, Татьяна Александровна Маркова и др.). В исследованиях проанализированы объективные условия жизни ребенка в детском саду, где воспитание осуществляется в обществе сверстников, раскрыта гуманистическая направленность этого воспитания; личные детские отношения, дружба рассматривается в неразрывной связи с развитием начал коллективных взаимоотношений.
Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем.
Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами.
Педагоги постоянно ищут средство воспитания дружеских отношений. Одним из таких средств может быть театрализованная игра. Организация и проведения игр драматизации способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умения координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Благодаря театральной роли дети могут ощущать в одних случаях заботу и внимание друзей, в других несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды. Таким образом, возникает вопрос, может ли театрализованная игра стать средством воспитания дружеских отношений между детьми подготовительной к школе группе. Ответ на этот вопрос мы и попытались найти в ходе нашего исследования.
Целью нашего исследования было, выявить возможности использования театрализованной деятельности, как средства воспитания дружеских отношений между детьми.
Нами была выдвинута гипотеза: театрализованная игра оказывает положительное влияние на воспитание дружеских отношений между детьми
Были поведены наблюдения, анкетирования родителей, социометрия детей и диагностика уровня дружеских отношений. Мы получили следующие результаты. На основании наблюдения детей составлена характеристика на каждого ребенка, выявлен статус ребенка, а также выявлен уровень дружеских отношений, диагностика проводилась по методике Урунтаевой Г
Были получены следующие результаты
Гистограмма 1Уровни дружеских отношений
На основании опроса родителей, было выявлено, что родители представляют себе дружеские отношения своих детей как временные отношения. И не задумываются о дальнейшем их развитии. Для того, чтобы сформировать дружеские отношения между детьми, нами был реализован проект «Дружба в сказке» проект был долгосрочный. Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, администрация ДОУ. В рамках проекта, нами было проведено знакомство родителей с видами театров, пополнение развивающей среды. С детьми проводились игры-драматизаций, постановка сказки.
На контрольном этапе была проведена повторная социометрия, повторное анкетирование родителей и повторная диагностика уровня дружеских отношений. И нами были полпучины такие результаты.
Гистограмма 4 Уровни дружеских отношений
Повторное анкетирование родителей показало, что родители начали прислушиваться к мнению детей. Стали интересоваться друзьями ребенка, родители стали задумываться о дружеских отношениях своих детей и о дальнейшем их развитий. Изменение стиля общения в семье. Переосмысливания родителями понятия дружеские отношения помогло детям изменить свою самооценку, и изменился статус в группе.
Таким образом, полученные данные убеждают, что наша гипотеза, театрализованная игра оказывает положительное влияние на воспитание дружеских отношений между детьми подготовительной к школе группы. Нашла подтверждение
Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем. Организация и проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умения координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Благодаря театральной роли дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
По итогам нашей работы мы сделали вывод, что цели и задачи были достигнуты. Так как дети, родители достаточно хорошо и дружно готовились к сказке. Дети помогали друг другу во время репетиций. Если кто – то из ребят забывал реплики, подсказывали. Репетировали дружно, помогали, обсуждали, давали советы. Родители так же помогали, оформление зала, участие в репетициях, подготовка костюмов. Помощь и советы по костюмам главных героев. Помощь в костюмах снежинок и месяцев. Проблема была в том, необходимо было всех снежинок одеть в белые платья. Не у всех девочек были белые платья. Обратились за помощью и советом к родителям. Родители предложили обзвонить знакомых. Двенадцать снежинок были в белых платьях. Показ сказки прошел на оценку отлично. Это так же способствовало повышению самооценки детей, и повышению статуса у детей в группе сверстников.
Писатель Джанни Родари утверждал, что «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать, вот – что необходимо ребёнку».
Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности, развития уверенности в своих силах развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей. В свою очередь все это влияет на развития умения общаться детей друг с другом и взрослыми.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики замкнутости, профилактики агрессии, и все это способствует повышения статуса ребенка среди сверстников.
Театральное искусство – это и уроки сопереживания, коммуникативности, нравственности. Это воспитание творческой личности в ребенке. Помимо сказанного, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений, ставить себя на их место. А это очень важно при воспитании гуманности.
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем.
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффектных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность, способствует сплоченности детского коллектива, возникновению дружеских отношений. Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем. Организация и проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умения координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Благодаря театральной роли дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника.
Анализируя результаты планируемой работы мы видим изменение в статусе ребенка, образование новых и укрепление старых дружеских связей между детьми, а так же повысившийся интерес родителей к друзьям и товарищам своих детей.
Таким образом, можем сказать, что гипотеза нашего исследования нашла подтверждение: театрализованная игра действительно оказывает положительное влияние на формирование дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.