Жанна Полухина
Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать
2-слайд
В соответствии с ФГОС ДО одним из главных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Вопросы развития связной речи всегда актуальны и являются центральной задачей речевого развития детей, и имеет большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации, формированию предпосылок к успешному школьному обучению.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«Умение связно, последовательно, излагать свои мысли пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах» К. Д. Ушинский
3 слайд.
Связная речь - это подробное, законченное, грамматически связанное со смыслом высказывание, состоящие из связанных между собой предложений.
Средство развития связной речи :
*беседа, диалог;
*составление описательных рассказов о предметах, объектах, временах года;
*пересказ литературных произведений,
*заучивание стихотворений;
*рассказывание из опыта,
*творческое рассказывание.
4 слайд:
Целенаправленное развитие связной речи имеет большое значение в общей системе работы с детьми с речевыми нарушениями. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют различные сложные речевые расстройства, у детей наблюдаются особенности в развитии восприятия, памяти, внимания.
Наибольшие затруднения вызывает у детей овладение связной, грамматически правильной речью-детям сложно оформить связные речевые высказывания.
Для высказывания детей с тяжелыми нарушениями речи характерны:
*нарушения логической последовательности повествования;
*затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний.
*нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
* ограниченный словарный запас- бедность активного словаря;
5 слайд:
Для достижения устойчивых, положительных результатов возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов и приемов в речевом развитии дошкольников. При всем многообразии принципов дошкольной дидактики ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста. Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах, они называли наглядность основным фактором, облегчающих процесс становления связной речи.
6 слайд:
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание, способствует увеличению объёма памяти, вызывает интерес к деятельности, предупреждает утомляемость.
7 слайд:
Цель педагогической деятельности : формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования метода наглядного моделирования.
определила следующие задачи:
* формировать и совершенствовать умения использовать в речи детей различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ;
*формировать навыки детей последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки;
* совершенствовать умение рассказывать стихи;
*активизировать и обогащать словарный запас;
* развивать и совершенствовать основные психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
* стимулировать речевую и познавательную активность детей.
8 слайд
Наглядные модели служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используем модели при обучении составлению описательных рассказов о предметах, объектах, временах года, для пересказов литературных произведений, заучивании стихотворений, творческих заданий.
9 слайд
*Составление описательных рассказов о предметах, объектах, временах года с использованием мнемотаблицы-схемы.
Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Сложность обучения описания обусловлена тем, что у детей недостаточно накоплен жизненный опыт и им сложно выделить признаки и свойства предметов. Поэтому объект рассказа должен хорошо быть известен детям. Успешно используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, животных, насекомых и т. д., для составления описательных загадок. Описание строится в определенной последовательности.
- Что это?
- Форма, размер, цвет.
- Добавляются (материал, вкус, ощупь)
- Составляющие части.
- Применение
Наглядная схема-мнемотаблица выступает в качестве плана речевого высказывания. Дети знают, с чего они должны начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
10 слайд
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях работа по обучению выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года» строится с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц.
С воспитанниками по наглядной схеме составляем рассказ-описание, опираясь на опорные картинки, изображающие признаки характерные для сезонных изменениях в природе. Рассказ-описание по мнемотаблице строится в определенной последовательности:
Какая погода? (как светит солнце, какие выпадают осадки)
Как меняется одежда?;
Чем занимаются взрослые?;
Что происходит в жизни птиц, животных;
Занятие детей?
Для закрепления с детьми характерных признаков и особенностей времени года в индивидуальной работе применяю дидактические упражнения, где дидактическим материалом являются мнемодорожки.
11 слайд
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Любой даже самое простое детское стихотворение включает в себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни: это метафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы. Дети, повторяющие эти обороты при заучивании стихотворения, запоминают их, обогащая собственную речь и словарный запас. Выразительность исполнения развивает технику речи : дикцию, дыхание. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
12 слайд:
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. В процессе работы по обучению пересказу, активно развивается восприятие, память, внимание, обогащается словарный запас, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста, развиваются речевые умения. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
Чтобы процесс запоминания текста был более эффективным и интересным, используем наглядность : мнемотаблицы, серии предметных и сюжетных картинок по произведению, отображающих последовательность событий.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- тексты с четким делением на фрагменты – эпизоды и ясной логической последовательностью событий;
- идейная направленность, художественная ценность произведения;
- динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий;
- объем рассказа (возрастная особенность детей,
-четко выраженные начало, середина, конец.
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
13 слайд
При пересказе текстов детям предлагаем схематические изображения основных событий и персонажей, сюжетные картинки по произведению отображающих последовательность событий. Затем идёт ознакомление с моделями, осознание художественного образа, формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей») и самостоятельное составление рассказов с опорой на модель.
Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, рассказы детей становятся более четкими, связанными и последовательными.
14 слайд
Пересказ рассказа, сказки с наглядной опорой в виде предметных и сюжетных картинок.
Одним из эффективным средством обучения детей пересказу, связному воспроизведению прочитанного текста является использование демонстрационного панно (магнитный экран, разделенный на квадраты и магнитные стрелки, которые указывают на последовательность расположения картинок.
Демонстрационное панно можно использовать многопланово : для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, для иллюстрирования ребёнком своего пересказа, для дидактических игр, упражнений и творческих заданий. (для индивидуальных и групповых занятиях)
15 слайд Наглядность представлена предметами, объектами изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; чтение художественного произведения или образец рассказа педагога даёт детям необходимые речевые средства.
Использование демонстрационного панно для пересказа позволяет детям воспринимать целостность текста, видеть последовательность развитие всего сюжетного действия рассказа, вызывает интерес к деятельности.
и позволяет решать следующие задачи:
* подготовить детей к пересказу (выделение основных сюжетных звеньев рассказа; моделирование действий персонажей);
* развивать умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения выдерживая структуру, содержание текста;
* способствовать активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей;
16 слайд
Дидактических игры, упражнений и творческих заданий. (для индивидуальных и групповых занятиях)
«Как называется произведение?» - определить по набору картинок;
«Продолжи рассказ» Цель: закреплять знания литературных произведений, умение раскладывать картинки в правильной последовательности, пересказать произведение (кратко, близко к тесту, выборочно);
«Какая картинка пропала» Цель: развивать навыки творческого рассказывания, придумать часть, начала, концовку рассказа, сказки.
«Какая картинка не нужна» Цель: формировать умение находить лишнее для данного рассказа детьми.
«Найди картинке место» Цель: закреплять умение соблюдать последовательность хода действия.
«Исправь ошибку» Цель: закреплять умение составлять правильную последовательность действий,
«Придумай свое начало, конец …» -творческое рассказывание.
17 слайд
Использование наглядности при пересказе повышает интерес ребенка к произведению, облегчает составление рассказа, ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. У детей появляется желание пересказывать-ребёнок понимает, что это совсем не трудно.
18 слайд Полученные результаты:
Использование в педагогическом процессе метода наглядного моделирования дает положительные результаты: дети стали более активны в речевом общении, у детей появился интерес и желание рассказывать, пересказывать литературные произведения, развивается навык пользоваться наглядностью при рассказывании стихотворений, рассказов, сказок, у детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
С помощью расширенного чтения художественной литературы, а также разучивания стихотворений, применение дидактических игр и упражнений по развитию речи у детей, увеличился круг знаний об окружающем мире, обогащается словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.