Екатерина Курманова
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей
▼ Скачать
Тема. Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательное развитие.
ГРУППА: Средняя (4-5 лет).
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 1.09.2023г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: 31.05.2024г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ : Индивидуальная.
Актуальность:
Публикация «Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей» размещена в разделах
В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.
Сегодня в дошкольной педагогике актуальным является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Принципы, заложенные в основу этих игр; интерес, познание, творчество. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие позволяет использовать для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Такими играми являются развивающие игры палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, направленные на математическое развитие детей, развитие мыслительных операций, игровых действий (манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.) Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивается произвольность внимания, памяти, развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Цель: Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры у детей дошкольного возраста.
Задачи для детей :
- развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста, умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
- развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину.
- формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
- развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
- воспитывать усидчивость, самостоятельность
- формировать умение использовать игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх;
Задачи для педагога:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной педагогической литературы по данной теме самообразования; изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет;
-повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
-разработать консультации и папки - передвижки для родителей;
-разработать план работы по использованию блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера для развития логического мышления у детей дошкольного возраста;
-пополнить предметно-развивающую среду;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
- разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша; методические рекомендации, дидактический материал.
Задачи для родителей:
- Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера у детей и их родителей.
- Подобрать и систематизировать консультационный материала для родительского уголка.
- Вооружить родителей знаниями и методикой по использованию современных технологий в познавательном развитии дошкольников.
- Познакомить родителей с образовательной технологией «Цветные палочки»
- Познакомить родителей с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша», вовлечь в работу по формированию ЭМП у детей на основе использования дидактических игр;
Прогнозируемые результаты:
- развитие логического мышления: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
- использование игрового материала, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх;
- формирование сенсорных эталонов, как предпосылок к учебной деятельности.
Этапы работы:
Организационно - диагностический.
Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы. Знакомство с работами других педагогов.
Практический. Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса
Разработка консультаций для родителей: Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
«Учимся играя. Блоки Дьенеша, игры с палочками Кюизенера»
«Игры для развития математических способностей»
Изготовление папки – передвижки «Развитие математических представлений у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Оформление и презентация выставки развивающих игр:
«Строим дорожки», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»,» Перевозчик», «Художник», «На свою веточку», «Путешествие на поезде».
Игры на ознакомление с дидактическим материалом :
«Возьми в руку как можно больше палочек»,
«Назови цвета брусочков»,
«Отыщи такую же палочку»,
«Покажи самую длинную (короткую) палочку»
Игры основного этапа:
«Подбери пояс к платью»,
«Построй квадраты»,
«Заполнение силуэтных машин»,
«Что изменилось»,
«Продолжи узор»,
«Построй лесенку для игрушки»,
«Нарисуй предмет»
«Четвёртый лишний»
«Составь поезд»,
«Сложи лесенку».
Обобщающий. Подведение итогов.
Оформление результатов деятельности.
Создание картотеки развивающих игр с палочками Кюизенера и картотеки игр с блоками Дьенеша
Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “ блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:
1. Найти все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:
А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т. д.)
В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.
4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.
5. «Домино»
6. «Раздели фигуры»
С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры :
1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.
2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т. д., заселим домики жильцами – блоками : только квадратными, только толстыми и т. д.)
Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д.)
Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».
После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.
Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».
Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;
- З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша
- З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».
Счетные палочки Кюизенера
"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Игровой материал :
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т. д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.
Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Рекомендации к использованию
Освоение комплекта происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.
1 этап включает игры с палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.
2 этап – игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е. А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)
3 этап – составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.
4 этап – составление рисунков.
С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.
Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:
- В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.
- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
- И. Н. Чеплашкина «Математика это интересно».
Имеется наглядный материал :
Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».
Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В. П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».
Для работы с детьми 5-9 лет Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.
-Создание схем для составления картинок из палочек.
Изготовление картотеки рисунков с блоками Дьенеша и палочек Кюизенера
Завершающий: подготовка открытого мероприятия, как форма подведения итогов общей деятельности.
Проведение открытого занятия