Телепова Людмила
Информационное обеспечение социальной работы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационное обеспечение социальной работы
Информация как фактор, влияющий и во многом определяющий особенности процесса управления, подразумевает наличие у субъекта социального управления адекватной информации о процессах, обуславливающих потребности, поведение и возможности всех участников социальных отношений.
Публикация «Информационное обеспечение социальной работы» размещена в разделах
Вопросы информационного обеспечения системы социальной защиты занимают особое место в системе управления, поскольку именно в этой сфере любое поспешное или неверное управленческие решение, принимаемое при недостатке информации, может привести к непредвиденным, зачастую нежелательным последствиям. На сегодняшний день распространенной практикой в области информационного обеспечения системы социальной защиты на уровне является ведение нескольких баз данных одновременно в зависимости от форм и мер социальной защиты, предоставляемых гражданам.
Формирование единых банков данных, включающих а) базы данных – полученную информацию, б) базы знаний – правовую информацию. Такие банки данных дают ряд преимуществ и открывают новые возможности в работе с получаемой информацией, во-первых, и клиентами учреждений системы социальной защиты, во-вторых. 2
Работа с единым банком данных, позволяет анализировать содержащуюся в нем информацию, создавать эффективные адресные программы с учетом анализа социально-экономического положения граждан, осуществлять прогнозирование результатов внедрения этих программ. Создание единых сетей, объединяющих все органы и учреждения отрасли в корпоративную сеть. 3 Наличие такой сети позволяет обеспечить обмен информацией и эффективное функционирование банка данных в рамках единого информационного пространства, а также осуществлять электронный документооборот. Создание корпоративных сетей позволяет оптимизировать процессы принятия управленческих решений и в первую очередь сократить сроки рассмотрения конкретных дел. Кроме того, наличие единых каналов обмена информацией между учреждениями системы социальной защиты повышает возможность предоставления социальных услуг населению по принципу «одного окна». Главное преимущества данного принципа в том, что часть информации, требующейся для принятия управленческого решения, может быть получена посредством функционирования корпоративной компьютерной сети. 4
Если на региональном уровне необходимость информационного обеспечения через создание единых мультисервисных сетей, объединяющих все органы и учреждения системы социальной защиты в корпоративную сеть, не только видится и признается, но и находит практическое выражение в принятии конкретных мер по созданию таких сетей.
2. Автоматизированная система обработки информации ".Адресная социальная помощь”.
(Единый социальный регистр населения)
Обеспечивает автоматизацию процессов предоставления социальной поддержки населению путем формирования единой или территориально распределенной базы данных в масштабах субъекта Российской Федерации, содержащей комплексную информацию о гражданах.
Включает в себя информационные технологии :
-ведение единого социального регистра населения
-назначение и выплата государственной социальной помощи поддержки с учетом нуждаемости (доплата до ВПМ или ГМД)
-назначение и выплата пособий гражданам, имеющих несовершеннолетних детей
-назначение и выплата региональных (единовременных и периодических) денежных выплат
-назначение и выплата субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги
-возмещение затрат организациям, предоставляющих услуги гражданам на льготных основаниях
-назначение и выплата льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении. Расчет с учетом тарифов и социальных норм потребления
-назначение и выплата льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении. Расчет с учетом региональных стандартов
-назначение и выплата льгот на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги в денежном выражении. Расчет с учетом тарифов выше максимально допустимых
-назначение и выплата компенсаций за оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Постановлением 475
-назначение и выплата компенсаций в соответствии с Постановлением 142 (306)
-технология регистрации и учета именных пластиковых карт льготников
-учет услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты гражданам, расчет и учет оплаты за предоставленные услуги
-учет граждан претендующих на звание "Ветеран труда" и выдача удостоверений
-назначение и выплата социального контракта
-назначение и выплата доплат к пенсии до установленной суммы
-назначение и выплата компенсационных выплат пострадавшим от радиации
-назначение и выплата материнского капитала-назначение и выплата компенсации страховых премий ОСАГО
Формирование и учё т выплаты:Различные отчёты. Федеральные, региональные и произвольной формы
3. Автоматизированная система “Контроль исполнения и прогнозирование целевых программ”.
Автоматизированная система “Контроль исполнения и прогнозирование целевых программ”. Автоматизирует процесс создания и ведения баз данных по федеральным и региональным целевым программам. Предназначена для использования специалистами органов государственной власти и местного самоуправления, занимающимися вопросами контроля исполнения, анализа и прогнозирования целевых программ в части финансового обеспечения и реализации контрольных показателей.
4. Программный комплекс “ Информационный киоск для служб социальной защиты населения”.
Информационный киоск предназначен для доступа граждан к информационным ресурсам государственных структур. Ориентирован на службы, занимающиеся предоставлением различных видов социальной поддержки населению. Обеспечивает авторизованный доступ к персональным данным граждан, имеющимся в автоматизированной системе “Адресная социальная помощь”.
5. Программный комплекс “Калькулятор для расчета жилищно-коммунальных льгот по региональным стандартам”.
Программный комплекс разработан с целью усиления информированности граждан о мерах социальной поддержки, на которые они имеют право. Предназначен для использования: в информационном киоске, на портале органов социальной защиты населения любого уровня, предоставляет гражданам возможность примерного расчета жилищно-коммунальной льготы с целью проверки своего права на выплаты по законодательству.
6. Автоматизированная система “Многофункциональный центр по обслуживанию населения”.
Многофункциональный центр (МФЦ, полное название — Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг[1]) — категория бюджетных учреждений в России, предоставляющих государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.
Заявленные цели:
• повышение качества и доступности государственных услуг;
• снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;
• повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации;
• повышение открытости и прозрачности для общества.
Предназначен для использования в работе многофункциональных центров по обслуживанию населения. Включает в себя программные комплексы: “Служба приема граждан”, “Электронная регистратура (очередь)”, “Информационный киоск”, интеграция с базами данных, используемыми в организациях, представленных в центре.
7. Автоматизированная информационная система “Семья и дети”.
Система предназначена для автоматизации работ разных специалистов, занимающихся реабилитацией несовершеннолетних и членов их семей, находящихся в социально опасном положении и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактикой безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Система позволяет создать единый региональный межведомственный банк данных с разнообразной информацией о несовершеннолетних и членах их семей всего региона. В системе отражены методы и приемы работы, принятые в органах и подведомственных учреждениях социальной защиты на муниципальном и региональном уровнях. Органы управления и учреждения социальной защиты предоставляют доступ к созданному банку данных остальным органам управления и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием, органам опеки и попечительства, органам по делам молодежи, органам управления здравоохранением, органам службы занятости, органам внутренних дел). Доступ к автоматизированной системе предоставляется в пределах компетенции, прав и обязанностей каждого из участников системы профилактики. Доступ к системе может предоставляться посредством прямого подключения к базе данных и/или с помощью файлов обмена и/или системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Основной целью автоматизированной системы является создание единой базы данных. При построении базы данных использовались следующие принципиальные подходы:
• за основную единицу учета в базе данных принят индивидуум. Для каждого формируется регистрационная карточка (ПКУ, в которой содержится персональная информация социального, экономического и демографического характера. Каждой из них присваивается регистрационный номер, в состав которого входит информация о регионе, муниципальном образовании и номере базы данных, где зарегистрирована данная карточка учета.
• для регистрации места жительства и адреса регистрации граждан используется реестр адресов;
• для регистрации жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуются индивидуумы, проживая по определенному адресу, используется реестр жилого фонда;
• индивидуумы группируются в домохозяйство (граждане, проживающие совместно и совместно ведущие домашнее хозяйство, в семью (граждане, связанные родственными отношениями, в зарегистрированных по одному адресу или проживающих по одному адресу;
• для формирования и ведения единой базы данных региона используются справочники-кодификаторы и социальное законодательство, для которых реализована технология централизованного формирования и ведения.
Разработанная автоматизированная информационная система обеспечивают выполнение следующих задач:
• создание и ведение единого регистра несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
•
• поиск личных дел в регистре;
• поиск и агрегацию информации по произвольным наборам параметров базы данных по несовершеннолетним, используя механизм системы запросов;
• информационное взаимодействие с другими органами и организациями, занимающимися вопросами профилактики беспризорности и безнадзорности;
• формирование печатных форм в соответствии с утвержденным документооборотом
• формирование различных списков и отчетов произвольной структуры
• авторизацию и аутентификацию пользователей базы данных,
• доступ к функциям и объектам хранилища на основе прав, ролей и групп пользователей,
• защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа,
• протоколирование событий, ведущих к изменениям информации.
• сервисные функции по поддержанию базы данных в актуальном состоянии, защите данных от разрушения (архивирование данных и создание резервных копий).
8. Автоматизированная информационная система “Опека и попечительство”.
Система предназначена для автоматизации деятельности органов государственной исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по опеке и попечительству. Система предназначена для учета совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве; учета недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством, патронажем; контроля по исполнению опекунами и попечителями обязанностей по защите прав и законных интересов подопечных; ведения учета граждан, желающих принять в свою семью подопечных. В системе отражены методы и приемы работы, принятые в органах опеки и попечительства на муниципальном и региональном уровнях, основанные на федеральном и региональном законодательстве. В отличие от информационных систем, работающих с банками данных о детях, оставшихся без попечения родителей (“Надежда”, “АИСТ”, данная автоматизированная система решает более широкий круг задач по автоматизации повседневной деятельности специалистов и учету всего контингента граждан, с которыми работают органы опеки и попечительства.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ :
1. Центр социально-информационных технологий. Доступный адрес URL : www/socit/ru.
Предоставлена информации об информационных технологиях в социальной сфере. В статье в разделе новости дана краткая информация об АИС "Семья и дети"
2. Студенческие материалы Доступный адрес URL : https://studref.com/
На сайте предоставлены материалы студентов на разные темы. В статье описано программное обеспечение социальной работы. 3. Практика применения информационных технологий в социальной работе. Доступный адрес URL : https://studref.com.
На сайте предоставлены студенческие статьи и материалы рефератных работ. В данной статье раскрыты автоматизированные информационные системы
4. Словарик терминов Доступный адрес URL : https://dic.academic.ru
На сайте можно найти понятия по данной теме лабораторной работы. На данном сайте есть словари из различных сфер жизни
5. Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфер Доступный адрес URL https://www.libfox.ru.
В учебном пособии дан теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы в России и за рубежом
ГЛОССАРИЙ
Многофункциональный центр (МФЦ, полное название — Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг[1]) — категория бюджетных учреждений в России, предоставляющих государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Электронный социальный регистр населения – это государственный информационный ресурс субъекта Российской Федерации, содержащий информацию о гражданах РФ, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в пределах субъекта РФ, имеющих право на получение социальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также о фактически предоставленной гражданам социальной помощи.
Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме (в виде услуг или льгот) дополнительной поддержки проживающих в автономном округе граждан, нуждающихся в ней, и не имеющих в силу объективных причин источников средств существования.
Информационный киоск — банкомат, предназначенный только для предоставления информационно справочных услуг