Любовь Корнева
Игры в экологическом воспитании как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
КолобокКолобок как герой знаменитой сказки интересен двумя моментами: тем, что он на своем пути встречает разных лесных животных, и тем, что он хлебное изделие, испечен из муки.
«Колобок вникает в жизнь лесных обитателей: начало путешествия». ИОС для средней группы.
Дидактическая цель дать детям первоначальные представления об особенностях жизни зайца и волка в лесу.
Публикация «Игры в экологическом воспитании как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу пришел гость — красивый румяный Колобок. Гость здоровается, хочет сказать ребятишкам важную вещь: «Девочки и мальчики, вы, конечно, знаете, что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, я решил стать умным — больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других — стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:
Я Колобок, Колобок:
По амбару метён, по сусекам скребён.
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.
Я от зайца ушел и от волка ушел.
Я от медведя ушел и от тебя, лиса, я тоже уйду!
Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как там все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что воспитательницы маленьким ребятам про все рассказывают».
Воспитатель предлагает детям показать Колобку картину про зайца в лесу и рассказать, как он там живет, что ест, что делает зимой, летом. Все рассматривают картину, воспитатель побуждает ребят к высказываниям, дополняет их ответы короткими пояснениями, обращаясь главным образом к Колобку.
Аналогичным образом проходит разговор о волке на основе одной-двух картин.
«Колобок вникает в жизнь лесных обитателей: конец путешествия». ИОС для детей средней группы.
Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления о жизни медведя и лисы. Разговор Колобка с детьми проводится также вокруг содержания картин, как и в предыдущей ИОС.
«Колобок учит ребят выпекать булочки». ИОС для детей старшей и подготовительной групп, может быть приурочена к празднованию дней рождения детей.
Дидактическая цель: уточнить представления детей о разнообразии хлебобулочных изделий, показать процесс замешивания теста, выпекания булочек. Учить ребят аккуратно, чистыми руками делать из теста булочки. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, доброжелательность к людям, приветливость и гостеприимство.
ИОС необходимо подумать и организовать заранее. За 7—10
дней с поваром составляется рецепт теста, определяется количество и состав необходимых продуктов. Воспитатель вывешивает объявление для родителей, в котором сообщает о праздновании дней рождения детей и подготовке к нему. Предлагает сообща собрать необходимые продукты, приглашает на чай к определенному часу.
В день праздника за 30—40 минут до выхода на прогулку в гости к ребятам приходит Колобок.
— Здравствуйте, ребята. Я видел ваше объявление, решил к вам заглянуть. Бабушка с дедушкой меня столько раз выпекали, что я теперь большой специалист по хлебу. Сейчас я проверю, что вы знаете про него. Говорят есть такие магазины — «Булочные», я там ни разу не был, не знаю, какие мои родственники в них продаются. Скажите мне, ребята!
Дети называют хлебобулочные изделия, воспитатель показывает Колобку картинки с изображением буханки, батона, бублика, баранок и других изделий. Колобок удивляется: он никогда не видел такого разнообразия хлебной продукции. Спрашивает у ребят, каковы хлебные изделия на вкус, с чем их едят.
Воспитатель поясняет: «Колобок, ты сидишь в своей сказке и не знаешь, что хлеб у людей — это главная еда. Люди так и говорят: хлеб — всему голова!».
— Зато, — говорит Колобок, — я знаю, как надо его выпекать.
Давайте я вас поучу делать колобковые булочки. Сначала скажите мне, из чего делают все эти ваши буханки-баранки?. Вот и не знаете! А я отлично все помню. Самое главное — приготовить тесто. Из чего его делают? Хотя бы это знаете? (Ответы детей.) Конечно, из муки. Покажите, какая у вас мука? Да, у вас мука белая, пшеничная, рассыпчатая (дает потрогать ее двум-трем ребятам). Это отличная мука, из нее получаются хорошие булочки. Но одной муки недостаточно, ведь тесто должно подойти. Скажете, куда подойти? Не куда, а как подойти, то есть оно должно подняться вверх, увеличиться, стать пышным. Для этого нужны дрожжи. Я вижу, они есть. (Всем показывает, предлагает понюхать, дает крохотку попробовать.) Знаете ли вы, что дрожжи — это мельчайшие грибки, которые в тепле очень быстро размножаются: их становится очень много — и они выделяют газ (как в шипучке-газировке, который и поднимает тесто. Мы эти дрожжи разведем теплым молоком, добавим муку, яйца, масло, сахарный песок, ванилин, немного соли. Булочки от них получатся вкусными и сдобными. Мария Ивановна (няня или повар, мойте руки, надевайте чистый фартук, на головку колпак, чтобы в тесто не попало ни пылинки, ни волоска. Начинаем готовить.
Колобок командует, переговаривается с Марией Ивановной, которая замешивает тесто. Дети наблюдают.
Колобок поясняет: «Тесто надо делать с любовью, с добрыми намерениями, с радостью, тогда оно будет пышным, вкусным.
Бабушка в моей сказке много раз месила тесто и всегда выпекала меня с любовью. Вот я и получился румяный, красивый, душистый — все сразу хотели меня съесть. Еще тесто любит, чтобы его хорошо вымешивали: добрыми руками мяли, шлепали, поворачивали, перемешивали. Вот тогда уж оно обязательно будет пышным. Мария Ивановна, еще, еще месите, мало шлепаете. Когда тесто начнет отставать от рук — значит готово».
Повар или Колобок обращает внимание детей на то, что теста в кастрюле не так много, но оно должно подняться вверх — его будет значительно больше. Накрывают его чистым полотенцем, кастрюлю ставят в таз с теплой водой, и дети уходят гулять.
После прогулки Колобок показывает, как поднялось тесто, затем командует процессом приготовления булочек. Напоминает, чтобы ребята тщательно вымыли руки, надели фартучки. На чистый стол выкладывают тесто, каждому отрезают полоску, из которой ребенок катает 3—4 булочки (из расчета: самому съесть 2 штучки и для гостей оставить). Булочки кладут на подготовленные противни, несут на кухню для выпекания.
После обеда и сна Колобок участвует в организации праздничного стола. Воспитатель учит детей быть приветливыми, доброжелательными, гостеприимными. Сам приглашает и детей просит приглашать родителей за стол. Испеченные булочки раскладывают на красивые блюда, застеленные салфетками. Поздравляют именинников, первые булочки предлагают им, затем гостям. Все пробуют выпечку, сообщают Колобку свои впечатления, хвалят и благодарят его.
«Как получается мука». ИОС для старшей и подготовительной групп.
Дидактическая цель: дать детям представление о том, что муку получают из спелых зерен пшеницы и ржи. Это злаки, их специально выращивают на полях в летнее время. Когда колосья созреют, их убирают комбайном. Зерна отделяют, очищают, мелют на мельнице — получается мука: белая из пшеницы, темная (для черного хлеба) из ржи.
ИОС проводится с участием Колобка, который жил в деревне у бабушки и дедушки, поэтому хорошо знает, откуда в амбарах появляется мука. Колобок приносит с собой картины с изображением поля, натуральные колосья, ведет общий разговор. После беседы во время прогулки воспитатель и дети могут сходить в ближайшую булочную — показать Колобку продажу хлебных изделий.