Галина Губкина
Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Игровые технологии как оптимальное средство повышения
эффективности коррекционной работы»
СЛАЙД 2
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. В логопедические группы попадают дети с диагнозами общее недоразвитие речи II, III, IV уровней. При этом нарушении имеют место несформированность всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, слоговой стороны связной речи. Кроме того, у них отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Возможности детей ограничены, дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки оказывается недостаточным для освоения процесса письма, формирует в дальнейшем трудности в школьном обучении. Всё выше сказанное говорит о необходимости совершенствования системы комплексного логопедического воздействия на структуру речевого дефекта.
Публикация «Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы» размещена в разделах
Как донести до маленького человека учебный материал, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения и навыки, чтобы процесс этот протекал естественно, без напряжения, интересно «Интересно – значит легко». Эти слова принадлежат Е. Водовозовой, русскому педагогу, написавшей эти строки 100 лет назад.
СЛАЙД 4
Эту проблему могут решить игровые технологии, т. к. ИГРА и есть для дошкольников ведущий и наиболее приемлемый вид деятельности. Спецификой игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработкой научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства занимались известные педагоги Г. В. Косова, С. А. Миронова, В. И. Селивёрстов, Т. Б. Филичева и др.) Но в публикациях оставались недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игр, на разных этапах логопедической работы с детьми.
СЛАЙД 5
Продолжили работу молодые педагоги Т. А. Ткаченко, Пожиленко, Комарова, Нищева. Поэтому встаёт проблема создания многофункциональных дидактических пособий, способствующих и оказывающих благотворное воздействие комплексно на всю структуру речевого дефекта и связанных с ним других нарушений (внимание, память, воображение).
Учитель – логопед – это педагог – творец, сочетающий профессии актёра, музыканта, дизайнера, психолога. Он должен быть увлечённым, творческим человеком. Только с таким Учителем у детей будут гореть глаза, слушаться язык и пальцы. Мой педагогический принцип – вселить уверенность в ребёнка, дать ему силу почувствовать себя уверенно и свободно, учить играя.
СЛАЙД 6
Цель: преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
СЛАЙД 7
Задачи логопедического сопровождения:
1. Соблюдение общих и специфических требований к игре, как к основному виду коррекционной деятельности (наглядность, системность, научность, доступность, работа над всеми компонентами речи).
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Большое значение в коррекции речи детей имеет организация развивающей среды в кабинете логопеда.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, делать творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. Окружающая среда – это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы её организации, а также предполагаемые результаты.
СЛАЙД 8
Предлагаю вашему вниманию авторские многофункциональные дидактические пособия.
Цель: Внедрение и использование в коррекционно-образовательном процессе многофункциональных авторских пособий, способствующих более успешному овладению детьми фонетически и грамматически правильной речи.
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. Поставленные образовательные задачи решаются быстро. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость ребёнка, сократить сроки и постановки и автоматизации звуков.
СЛАЙД 9
Игровое многофункциональное пособие
«Голосистое лото»
Большие круги. В центре которых картинка – символ, «анфас» гласного звука.
Хо игры:
Играют 4-6 детей. Им раздаются большие карты. Логопед называет и показывает поочерёдно маленькие карточки, начинающиеся с гласных звуков. Дети берут ту картинку, которая соответствует их символу на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока на картах не будут закрыты кружки.
СЛАЙД 10
Игровое многофункциональное пособие
«Снеговички-Шумовички»
Снеговички, сделанные из пустых бутылочек, наполненных попарно различным шумовым материалом (песок, крупа, семена, монеты и др.). Снеговички - Шумовички с изображением артикуляционного анфаса гласных звуков, одеты в шапочки красного цвета, синего, голубого, зелёного и светло-зелёного.
СЛАЙД 11
1 вариант:
Детям предлагается найти Слоговичка – Шумовичка (даётся образец:
«Найди такого же»
«Найди парно звучащие Снеговички»
«Определи порядок звучания» (от громкого к тихому)
2 вариант:
Снеговички – Звуковички:
«Песенки Звуковичков» (развитие голоса и дыхания
от громкого до тихого
«Пропой песенку из 2 звуков, 3 звуков «АОУ»
«Назови по порядку звуковичков» АУИ ОИА Какой 1, 2, 3 звуки?
«Звуковой анализ слов из 3, 4 звуков; мак сомы)
СЛАЙД 12
Игровое многофункциональное пособие
«Пальцам весело шагать»
1 вариант «В гости к МОРОЗКО»
Основной метод – создание проблемно-поисковой ситуации, которая на протяжении всего вида игровой деятельности позволяет активно и плодотворно усваивать учебный материал, развивает учебную мотивацию, развивает самоконтроль за поведением, собственной речью.
СЛАЙД 13
2 вариант «По тропинке со «Смешариками»
Заинтересованный ребёнок в стремлении кому-то помочь «шагает» пальчиками по дорожкам, по следам, ступенькам, проходит по мостикам,
заглядывает под листочки, пеньки, одновременно проговаривает нужные слоги, отстёгивая и расстёгивая замочки, кнопки. Прикрепляя предметы (цветы, бабочки, лягушку) на липучки, вешая на крючки, расстёгивая замки, собирая бусы.
Автоматизация в словах требует более длительной и системной тренировки. Игровой материал был подобран так. Чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине, конце слова, в разных по слоговой структуре словах.
На втором году обучения параллельно со звуковой стороной совершенствуется и лексико-грамматический строй, развивается фонематическое восприятие. Навыки слогового и звукового анализа и синтеза.
В процессе игры дети овладевают умением составлять предложение, с правильным использованием предлогов, учатся правильно употреблять и контролировать автоматизируемые звуки в собственной речи.
СЛАЙД 14
Результативность
Использование игровых технологий помогает организовать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, превратить скучную учебную работу в живую и творческую, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения. Обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Оптимизируют процесс коррекции речи, способствуют оздоровлению детского организма, что в дальнейшем поможет ребёнку в усвоении школьной программы.
Предложенные пособия могут быть использованы на индивидуальной работе, подгрупповой, фронтальной видах НОД логопедом, воспитателями логопедических групп и воспитателями общеразвивающих групп.
«Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Оттого, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.