Светлана Чучунова
Конспект занятия «Хакасский женский национальный костюм «Кип-азах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Хакасский женский национальный костюм. (Кип-азах)
Цель: Создание условий для речевого развития по обучению хакасскому языку.
н к стi г: Познавательнай то ыс хоостыра ол аннарны наа пiлiстер аларына о дайлар тимниры.
Задачи:
1. Познакомить с хакасским национальным костюмом женщин, и его особенностями.
2. Развивать творческую активность, эстетический вкус, память.
Публикация «Конспект занятия „Хакасский женский национальный костюм „Кип-азах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Хакасия
- Темочки
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, бережное отношение к народному творчеству. Прививать интерес к хакасскому языку.
Оборудование и материалы: презентация, мелодия чатхана, раздаточный материал: рисунки одежды, шаблоны орнаментов, пазлы одежа (кип-азах).
Ход занятия
1. Вводная часть (4-5 мин).
Когда заходят дети звучит хак. нац. музыка.
Дети встают полукругом.
Игра: «Изен, изен».
Изен, изен, кок тигiр,
Изен, изен, айас кун,
Изен, изен, чилiчек,
Изен, изен, агастар,
Изен, изен, минiн чирiм,
Прайзынан изеннесчебiс.
Одырынар. Рада приветствовать вас на нашем занятии.
Основная часть
-Известный хакасский писатель и поэт М. Е. Кильчичаков писал:
Т ріткен чирім!Хакасиям мині ,
Ма аа к л нче, чары оттары.
Чалбах чазылары, п зік та лары
Пір дее ундулбас мині чуреемде.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)
«Хакасия-край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.»
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется место в котором мы живём? (Республика Хакасии)
- Что хотел Михаил Еремеевич передать через эти строки? (Любовь к родному краю, к Хакасии)
- А вы любите свой край? (Да)
- В России проживает много народов. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, язык, культура и быт.
- Ребята, посмотрите на слайд.
- Кто изображен? (люди)
- Обратите внимание, как они одеты? (красиво одеты)
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О одежде)
- О национальной одежде, какого народа? (хакасской)
-Молодцы, совершенно верно. Одежда на хакасском языке кип-азах.
-Сегодня мы с вами познакомимся:
1. Познакомимся с хакасским национальным костюмом женщин.
2. Научимся произносить названия одежды на хакасском языке.
- Одежда были у хакасов повседневная и праздничная. Повседневная одежда предназначалась для повседневной носки.
- Посмотрите, перед вами представлена национальная хакасская праздничная одежда женщины. Она несет в себе древние традиции и культуру хакасского народа.
- У женское платье на хакасском языке к генек. Женщины носили платок, завязанный на затылке узлом, платок на хакасском языке «плат». Рубаха и платье были одинакового покроя: широкие, объемные в рукаве, с разрезом на груди и воротником. Обувь носили без каблуков, одевали с каблуком лишь по праздникам. Обувь на хакасском языке маймах. К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от возраста и семейного статуса. Замужние женщины носили поверх платья безрукавку сигедек.
- Как вы думаете, почему одежда была широкой? (Для того чтобы удобно было ездить верхом и заниматься хозяйством).
- Хакасы предпочитали платья красного, зеленого, синего цвета. Давайте вспомним название цвета на хакасском языке, красный- хызыл, зеленый – но ан, синий - к к.
- Хыйгач,агтар, чахсы.
- Ребята, посмотрите, что придает уникальность этим нарядам? (рисунок, узор)
- Верно, уникальность и необычность придает орнамент.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически расположенных чередующихся различных изобразительных элементов.
- Где вы видите орнаменты на женском платье? (На рукавах, воротнике, манжетах и на плечах).
- Хакасские мастерицы украшали вышивкой в основном женскую одежду. Давайте рассмотрим эти узоры. Ребята, посмотрите, я к вам тоже пришла в хакасском национальном костюме. Это платье – когенек, это жилет – сигедек, на ногах сапоги – маймах, на голове – плат.
- Что они вам напоминают? (элементы цветов, лепестков, реки, горы, природа).
Так и называется растительный орнамент представлены виде спиралей, капелек, листочков, волнообразных пробегов.
- Сіліг кип-азах? Красивая национальная одежда? (Да)
Она яркая, многогранная.
- А теперь давайте немного отдохнем. Встали все.
Физминутка
скі ек аты а 2 раза
Пазы на хада чайха 2 раза
Азахтарна тохлада 2 раза
Холларна айа саба 2 раза
- Скажите, пожалуйста, кто создает костюмы, платья? (Модельер)
- Сейчас вы будете в роли модельера хакасского национального костюма.
Задание 1.
-У каждого из вас на столе лежит рисунки платьев, а рядом шаблоны орнаментов. Ваша задача выбрать орнамент и раскрасить платье. Помните, что узор симметричен, правильно подберите цвета, работаем не спеша, аккуратно.
- Чахсы! Хыйгачахсар! Угаа сiлiг тогыстар. Молодцы, прекрасные работы!
Задание 2.
- Следующее задание поработаете в подруппах. У вас на столах лежат пазлы кип - азах, ваша задача их собрать и на хакасском языке сказать что вы собрали. (когенек, сигедек, маймах)
- Чахсы! Молодцы!
Итог.
-С национальной одеждой какого народа мы познакомились? (С национальной одеждой хакасского народа).
- Как будет одежда на хакасском языке? (кип-азах)
-Чем отличается женский костюм от мужского? (у мужчин костюм короткая, у женщин длинная до пола)
-Какой орнамент используют хакасские мастерицы? (Растительный)
-Какие цвета используют в орнаменте? (Красный, голубой, зеленый).
-Спасибо, за работу, ребята! Мне очень было приятно с вами работать!
Анымчохтар! До свидания!