Марина Щербинина
Конспект НОД «Фруктовая лаборатория» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности составлен в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой:
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Возрастная группа : старшая группа
Тема: «Фруктовая лаборатория»
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.
Задачи:
-уточнить и расширить представление о фруктах, их форме, вкусе, поверхности, цвету;
Публикация «Конспект НОД „Фруктовая лаборатория“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
-познакомить детей со способностью лимона плавать только при наличии кожуры;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитатель: отгадайте вот эту загадку:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся.
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о фруктах.
Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят варенье, компот, мармелад….А еще фрукты можно сушить. Тогда они съеживаются и становятся еще слаще.
Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, грейпфруты, яблоки, ананасы, виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.
Предлагаю задание «Опишите фрукты».
Покажите свои умения работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Работают четыре группы, дети получают фрукты (лимон, банан, яблоко, апельсин) и знакомятся с инструкцией.
Инструкция.
Рассмотрите плод и ответьте на вопросы:
• Как называется плод?
• Каков он на вкус?
• Каков плод по окраске, форме, величине?
• Какие блюда можно из него приготовить?
Физкультминутка.
«В саду»
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на
Виноград и апельсины. левой руке).
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх,
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню,
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).
Воспитатель. Дети, а теперь мы с вами в лабораторию. А кто знает, что это за место?
Дети: место, где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Правильно. Давайте вместе вспомним правила поведения при проведении лабораторных опытов :
- Не шуметь и не толкаться.
- Внимательно слушать.
- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
-Быть аккуратными с материалами для опытов.
-Делать выводы.
Итак первый наш опыт
Опыт№ 1. «Рассматривание кожуры апельсина
Воспитатель: А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите кожуру
лимона (апельсина). Что вы видите, какая она?
Вывод: Кожура неровная, шершавая, пористая, желтого (оранжевого)
цвета.
Опыт№ 2. «Тонет – не тонет»
Воспитатель: А теперь опустите целый и очищенный апельсин (лимон) в
воду и скажите, что произойдет? Почему фрукты в кожуре плавают, а
очищенные утонули?
Дети: Апельсин (лимон) без кожуры утонул, а в кожуре плавает на
поверхности.
Вывод: Неочищенные фрукты не тонут в воде, потому что между
кожурой и мякотью апельсина (лимона) есть воздушное пространство.
Опыт№ 3. «Фонтанчики»
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек кожуры фрукта и сожмите ее
своими пальчиками над листом бумаги. На листке появились жирные пятна.
Как вы думаете, почему?
Дети: (ответы)
Вывод: Жирные пятна, которые вы видите на своих листочках,
появились потому, что в кожуре цитрусовых есть масло
Опыт № 4 «Шарик и цедра апельсина»
Сначала надуйте шарик посильнее, чтобы шарик хорошо растянулся и его оболочка была, соответственно, тоньше. Теперь нужно взять очищенную с апельсина кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке. Когда одна или несколько капель из цедры попадут на шарик — он лопнет!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из кожуры апельсина, содержит особое вещество, содержащееся во многих эфирных маслах цитрусовых. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.
Опыт № 5 «Яблоко и лимон»
Разрезали яблоко пополам, рассмотрели с ребятами поперечный срез. Затем разрезали лимон, и смазали лимонным соком, одну половинку яблока, а вторую половинку яблока ребята положили на тарелку срезом вверх. И стали наблюдать за изменениями. Через некоторое время одна из половинок яблока, не смазанная лимонным соком, потемнела, а та, что была «защищена» лимонным соком, осталась белой.
Вывод: Потемнение происходит из – за окисления железа, которое содержится в яблоках, кислородом воздуха. Кислота, которая содержится в лимонном соке, защищает срез яблока от окисления и замедляет процесс окисления.
Опыт № 6 «Вулкан из лимона»
Из лимона можно сделать вулкан. Мы взяли лимон, выдавили из него сок, перелили в стакан и добавили краситель и средство для мытья посуды, теперь вам нужно положить 1 ложку пищевой соды. Образовавшаяся пена начала выливаться из стакана. Наш вулкан готов!
Вывод: при взаимодействии соды и лимонного сока образуется воздух, который выталкивает содержимое.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами провели опыты и сделали следующие выводы:
• Апельсин имеет пористую поверхность, которая заполнена воздухом и поэтому, он - не тонет в воде;
• Апельсиновая кожура содержит масло, которое способно растворять резину
• Лимон защищает яблоко от окисления
• Лимонный сок взаимодействует с водой о получается пена
- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
- Что понравилось вам больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже было с вами интересно. Я предлагаю вам провести такие опыты вместе с вашими родителями. Я хочу поблагодарить вас за участие в проведении опытов, примите от меня это угощение.