Ольга Папонова
Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 143"
Выполнил: воспитатель Папонова О. Ф.
Тема: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».
Цель: мотивация к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического и психического развития.
Задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое и психическое развитие.
Публикация «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Способствовать усвоению у дошкольников правил соблюдения гигиенических правил и норм.
3. Способствовать повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, обеспечить успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе здоровой культуры.
Актуальность темы.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Одной из главных задач в ФГОС является укрепление физического и психического здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Необходим комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в работе с детьми.
Формы работы с детьми :
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия, музыкально – ритмические занятия, прогулки с включением подвижных игр.
пальчиковая гимнастика во время режимных моментов
зрительная и оздоровительная гимнастика (ежедневно);
физкультминутки
спортивные досуги, развлечения, беседы.
Здоровьесберегающие технологи (биоэнергопластика, расслабляющие упражнения (релаксация, сопряженная гимнастика и др.)
Здоровье – это состояние полного физического, умственного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Использование здоровье сберегающей технологии - биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Биоэнергопластика: «био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Ученые отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Они способствуют развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Отработка упражнений перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. Все упражнения можно делать сидя или стоя. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи).
Совместно с родителями были изготовлены «Волшебные перчатки», подобрана картотека упражнений со стихами, изготовлена таблица: «Театр пальчика и языка».
Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного развития ребёнка.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!
В. А. Сухомлинский