анна билык
Формирование умения у детей 5–6 лет работать в парах в процессе организации труда
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по формированию умения у детей 5-6 лет
работать в парах в процессе организации труда
месяц неделя Предварительная работа Труд (хозяйственно-бытовой, в природе) Методы
и приемы Работа с родителями
сентябрь 1-2 Диагностическое обследование
сентябрь 3 неделя
Беседа «Правила для дежурных»
Цель:
Публикация «Формирование умения у детей 5–6 лет работать в парах в процессе организации труда» размещена в разделах
формировать умение действовать сообща, последовательно и аккуратно, обсудить друг с другом важность выполняемой работы. Продолжать формировать трудовые навыки, необходимые при дежурстве.
Игра
«Самый дружный дежурный»
Цель: формировать самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.
Игра «Как меня зовут?».
Цель: активизировать в речи детей названия комнатных растений, учить произносить их правильно; рассказать об особенностях ухода за растениями, не перебивать друг друга, уступать.
«Дежурство по столовой».
Цель:
формировать у детей добросовестно выполнять обязанности дежурного договариваясь друг с другом. Помогать другому ребенку при одевании одежды дежурного, правильно сервировать стол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание дежурить в парах.
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: договариваться выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для НОД; мыть, если это необходимо, убирать их на место.
Дежурство в уголке природы: осмотр комнатных растений.
Цель:
Формировать умение распределять между собой обязанности в уходе за комнатными растениями. Наглядные приёмы
- рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме,
-схем-моделей,
- алгоритмов в рисунках;
- демонстрация
Словесные приёмы
-пояснения и советы
-похвала.
Рекомендации по организации дома совместной с ребенком работы «Мамины помощники» Ознакомление родителей как организовать совместную работу с ребенком 5-6 лет дома
сентябрь 4 неделя
Знакомство с оборудованием для труда
Цель:
познакомить детей с содержанием уголка, атрибутами и инструментами, предложить рассказать, для чего они служат; расширять представления детей о труде взрослых, о различных профессиях; воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться сообща.
Дежурство в уголке природы.
Цель:
формировать у детей выполнять поручения по уходу за растениями (полив).
Дежурство по НОД.
Цель:
Распределять обязанности между собой, привлекать детей к подготовке необходимого для занятий оборудования; учить выбирать инструменты и материалы по его теме.
Дежурство по столовой.
Цель:
формировать у детей использовать навыки дежурства по столовой, полученные ранее. Формировать умения распределять между собой обязанности. - Показ,
- вопросы,
- мотивационный момент.
-Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения»
Цель: Развивать умение внимательно слушать, учить оценивать поступки героев, делать выводы.
Консультация «Ребенок и уход за комнатными растениями»
Цель: Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям детского сада по воспитанию у детей бережного отношения к природе, желанию заботиться о ней, формировать умение распределять
обязанности и договариваться
октябрь 1 неделя
Беседа «Дежурство по столовой»
Цель:
формировать у детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы при работе в паре, не толкаться, пропускать; соблюдать правила безопасности при обращении с столовыми приборами; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Дидактическая игра
«ДЕЖУРСТВО»
Цель:
формировать знания детей о алгоритме дежурства.
- закрепить представление о необходимости для человека столовых предметов, об опасных предметах
-учить правильно, сервировать стол.
- активизировать их речь.
-воспитывать культуру поведения при работе в паре, вежливо обращаться к друг к другу «Мы дежурим по столовой».
Цель: выполнять совместные обязанности дежурных по столовой в соответствии с графиком дежурных.
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки работы в паре.
- беседа;
- схема показа - алгоритм сервировки стола;
- календарь дежурства с карточками.
Проведение субботника по благоустройству
территории ДОУ
Цель:
формирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений.
октябрь 2 неделя
«Цветочный остров»
Цель: наблюдать за растениями. Распределять между собой обязанности по уходу за растениями, не спорить.
Беседа о дежурстве, изучение схемы дежурства, беседа о важности помощи друг другу. Опрыскивание комнатных растений.
Цель: формировать умение договариваться при выполнении обязанностей дежурного. Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Дежурство по столовой»
Цель: продолжать формировать умение договариваться детей-дежурных при распределении обязанностей между собой. -сюрпризный момент,
-обращение,
-игровые приемы,
-вопросы к детям,
-объяснение,
- показ способов ухода,
-привлечение детей к действию,
-указания,
-напоминания,
-оценка. Предложить родителям вместе с детьми сходить в ботанический сад.
октябрь 3 неделя
Рассматривание иллюстраций о труде взрослых и детей; чтение стихотворений, рассказов
Н. Калининой
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель:
Формировать
знания
детей о
совместных
трудовых
действиях.
«Помогаем помощнику воспитателя в протирании полочек».
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Формировать умение распределять между собой обязанности и оценивать результат как общий.
«Порядок в приемной комнате вместе с другом»
Цель: дежурные по группе поддерживают порядок в приемной: поправить аккуратно одежду и обувь, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Формировать умение совместно планировать свою работу. -показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых;
-положительный пример взрослого;
- многократное повторение детьми одних и тех же действий в определённой последователь
ности;
-непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий;
- объективная оценка результатов труда дежурных друг с другом.
Консультация
«Трудовое воспитание в семье»
Цель: привлечение
родителей к трудовому
воспитанию дошкольников, акцентировать внимание на умении детей договариваться между людьми.
октябрь 4 неделя
Игра «Что хочет делать Маша? Кто ей поможет?»
Цель:
Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о необходимости распределении обязанностей с другим ребенком; о
материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Беседа: «Мы дежурим по столовой».
Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека. Дежурство: «Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: формировать чувство ответственности за порученное дело, при распределении обязанностей не ссориться с напарником, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности
Дежурства по столовой.
Цель:
Формироватьнавыков детей выполнять обязанности
дежурных по столовой: накрывать на стол. Формировать умение договариваться между собой.
- беседа;
- схема показа - алгоритм сервировки стола;
- календарь дежурства с карточками;
- объективная оценка результатов совместной деятельности.
Предложить родителям, организовать действия в паре при выполнении различных действий.
ноябрь 1 неделя
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель: Учить детей сервировать стол двоим, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения
Беседа «Мытьё кукольной мебели».
Цель: Формировать трудовые умения и навыки. Воспитывать желание помогать другому.
«Дежурство по столовой».
Цель: продолжать формировать умение договариваться при выполнении обязанностей дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.
«Мытьё стульчиков»
Цель: продолжать формировать навыки работы в паре учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Продолжать формировать умение распределять между собой обязанности и оценивать результат как общий.
- схема показа - алгоритм сервировки стола;
- объективная оценка результатов труда с акцентом необходимости договариваться.
Беседа с родителями
«Будущая хозяйка»
Цель: Распространение опыта по трудовому воспитанию девочек в семье.
«Будущий мужчина»
Цель: Распространение опыта по трудовому воспитанию мальчиков в семье.
ноябрь 2 неделя
Игра «Угадайте, что я делаю, а что делает мой друг?»
Цель:
формировать представления детей о совместных трудовых действиях.
РНС
«Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой
Цель:
Формировать представления детей о трудолюбивом человеке, о взаимовыручке.
«Дежурство в учебной зоне»
Цель: продолжать формировать навыки работы в паре при выполнении обязанностей дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для НОД; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место. Продолжать формировать умение совместно планировать свою работу.
«Уборка строительного материала»
Цель: Формировать умения организовывать совместные действия, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать.
-положительный пример взрослого;
- многократное повторение детьми одних и тех же действий в определённой последовательности;
-непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий;
- объективная оценка результатов труда с акцентом необходимости договариваться.
Консультация
«Уборка в доме - это может быть весело».
Цель: ознакомление родителей как воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности.
ноябрь 3 неделя
Игра «Зачем нужно это делать вместе?»
Цель: расширять у детей представление о необходимости труда, расширять знания о совместных действиях, оказание друг другу помощи.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах ухода за растениями посадки и пересадки растений, воспитание бережного отношения к природе.
Дежурство в уголке природы: беседа «Появились вредители».
Цель: Продолжать формировать умение распределять между собой обязанности при выборе ухода за растениями и оценивать результат как общий.
Закреплять знания о необходимости ухода за растениями.
Дежурство по столовой. Вытирание столов после завтрака.
Цель: расширять у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, выполнять обязанности дежурного. Продолжать формировать умение договариваться между собой.
- беседа;
- схема показа - алгоритм сервировки стола;
- календарь дежурства с карточками;
- объективная оценка результатов труда с акцентом на взаимовыручке.
ноябрь 4 неделя
Игра «Что хочет делать Соня?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах оборудовании, необходимых для работы. О правилах работы друг с другом.
Дежурство в уголке природы.
Цель: обсудить с детьми, как нужно правильно поливать цветы; рассказать, что такое правильная дозированная поливка, почему одинаково опасен недостаток и избыток воды.
Воспитывать желание помогать другому.
Дежурство по столовой.
Цель: расширять детей выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол.
-показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых;
-положительный пример взрослого;
- календарь дежурства с карточками;
- объективная оценка результатов труда с акцентом, что необходимо уступать дуг другу.
Консультация «Помогаю маме я»
Цель: Распространение опыта как формировать умения у детей последовательно и аккуратно накрывать на стол; обсудить важность выполняемой работы.
декабрь 1 неделя
РНС «По щучьему веленью»
Расширить понятие о важности совместного человеческого труда
игра «Накроем на стол»
Цель: упражнять детей в сервировке стола, распределять действия с другим ребенком, называть предметы сервировки
Дежурство по столовой.
Цель: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, распределять обязанности между собой; приучать их от начала до конца выполнять обязанности дежурных; воспитывать бережное отношение к предметам и материалам.
Дежурство по НОД.
Цель: расширять представление детей выбирать наиболее рациональные приёмы работы друг с другом; воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; формировать умение оценивать результат работы (с помощью напарника).
- Показ,
- вопросы,
-мотивационный момент,
- объективная оценка результатов совместной деятельности Беседа «Трудовое воспитание в детском саду».
Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников.
декабрь 2 неделя
Игра «Угадай, что я делаю один, а что с другим ребенком?»
Цель. Расширять представления детей о совместных трудовых действиях. Развивать внимание.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель:
Расширять
Знания
Детей о
совместных
трудовых
действиях.
Игра «Продолжи предложение»
Цель: расширить представления о предметах, трудовых действиях в различных видах труда, необходимости сотрудничать.
Дежурство «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности».
Цель: расширять у детей навыки намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (не ссориться, договариваться, не толкаться).
Дежурство по игровой комнате «Протираем подоконники, мебель».
Цель: Аккуратно работать с водой, совершенство
вать трудовые навыки работы в паре в процессе работы
-показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых;
-положительный пример взрослого;
- календарь дежурства с карточками;
- объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Беседа
обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной с взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.
декабрь 3 неделя
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Расширять у детей представление о необходимости труда, расширять знания о совместных
трудовых процессах.
«Работа в книжном уголке»
«Расставь книги на полки»
Цель:
Воспитывать бережное отношение к книгам, распределить обязанности друг с другом.
Дежурство в уголке природы.
Цель: продолжать расширять у детей выполнять обязанности дежурного по поливу растений, распределяя обязанности в паре: поливать по мере необходимости, осматривать растения, воспитывать ответственность; формировать понимание значимости качественного выполнения обязанностей дежурных друг с другом в паре.
-положительный пример взрослого;
- многократное повторение детьми одних и тех же действий в определённой последовательности;
-непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий;
- объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Консультация «Поручения для детей дошкольного возраста».
Цель: Расширение представлений у родителей как привлечь ребенка выполнять поручения.
декабрь 4 неделя
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: Расширить знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Дежурство по столовой.
Цель: учить детей определять действия, которые необходимо выполнять дежурному в паре, помимо сервировки стола и уборки посуды (подметать, протирать столы и т. д.); учить видеть значимость сотрудничества в труде, поощрять инициативу и самостоятельность.
Дежурство в уголке природы: учимся содержать растение в чистоте.
Цель: уточнить и дополнить полученные ранее детьми знания о способах содержания растений в чистоте; учить при выборе способа очистки растения от пыли ориентироваться на особенности его строения. Продолжать формировать умение распределять между собой обязанности и оценивать результат как общий. - беседа;
- схема показа - алгоритм сервировки стола;
- календарь дежурства с карточками;
- объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Консультация «Ребенок и уход за комнатными растениями»
Цель: Формирование у родителей положительного отношения к мероприятиям детского сада по воспитанию у детей бережного отношения к природе, желанию заботиться о ней, организовывать совместные действия.
январь 3 неделя
игра «Продолжи предложение»
Цель: расширить представления о предметах, трудовых совместных действиях в различных видах труда.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Дежурство по НОД
Цель:
расширить у детей умение планировать работу дежурных друг с другом, отбирать необходимые материалы в соответствии с заданием; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость.
Дежурство в группе: Протираем полки шкафов.
Цель: расширять представления детей о трудовых операциях, учить выполнять работу от начала до конца, подбирать и приносить необходимый инвентарь и по окончании работы уносить его на место; воспитывать культуру трудовой деятельности не ссориться, не толкаться, бережное отношение к материалам и инструментам. - вопросы,
-заинтересовывающий момент.
- объективная оценка результатов трудовой деятельности
январь 4 неделя
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель:
Расширить у детей знания о сервировки стола, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений. Дежурство по столовой.
Цель: Расширить представления дежурных точно, выполнять свои обязанности, организовывать работу в паре; учить ребят благодарить дежурных, обязательно указывать, за что именно выражается благодарность.
Дежурство в уголке природы.
Цель: учить детей выполнять обязанности дежурных в соответствии с сезонными особенностями состояния растений (напомнить детям, что в зимнее время растения отдыхают, поэтому их надо поливать реже, учить применять в работе свои знания о растениях. Продолжать формировать умение распределять между собой обязанности и оценивать результат как общий. - совет;
- напоминание;
- создание игровой ситуации;
- похвала;
- объективная оценка результатов труда.
Консультация «Трудовое воспитание в семье»
Цель:
Привлечение внимания родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
февраль 1 нуделя
«Ответственный дежурный»
Цель: подвести к осознанию необходимости выполнения обязанностей дежурных, которые важны и необходимы для группы.
Дежурство по НОД
Цель: Закреплять знания детей выполнять работу дежурного, воспитывать ответственность за порученное дело, поощрять стремление выполнять работу совместно, дружно.
Дежурство по столовой.
Цель:
Закреплять знания детей определять по карточкам в уголке дежурств, кто сегодня дежурит; учить работать согласованно, оказывать помощь друг другу, договариваться о распределении работы; воспитывать ответственность. - календарь дежурства с карточками;
- вопросы,
- заинтересовывающий момент.
- объективная оценка результатов труда Консультация «Мамины помощники»
Цель: Распространение опыта у детей последовате
льно и аккуратно накрывать на стол; обсудить важность выполняемой работы.
февраль 2 неделя
Игра «Зачем (для чего, почему)нужно это делать?»
Цель: формировать у детей представление о необходимости труда,
расширять знания о совместных трудовых процессах.
Беседа: «Мы дежурим по столовой».
Цель: закреплять у детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Дежурство по НОД
Цель: закреплять у детей знания подбирать материалы в соответствии с темой и содержанием занятия, раскладывать подготовленные воспитателем материалы, убирать их; учить дежурных выступать организаторами труда. Закреплять умение совместно планировать свою работу.
Дежурство по столовой: игровое упражнение «Мы дежурим сегодня».
Цель:
Совершенствовать детей сервировать стол к завтраку, подбирать предметы сервировки в зависимости от блюд. Закреплять умение договариваться между собой. - совет;
- напоминание;
- создание игровой ситуации;
- похвала;
- объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Труд в семье
Цели: обратить внимание родителей на воспитание трудолюбия в детях;
Предложить родителям, организовать действия в паре при выполнении различных действий.
февраль 3 неделя
Игра «Столик, накройся!»
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола помогая друг другу.
Дежурство по столовой.
Цель: закрепить у детей строить конструктивные отношения в процессе труда, договариваться о взаимодействии, обсуждать распределение обязанностей.
Дежурство по НОД.
Цель: повышать навыки дежурства детей при выполнении трудовых действий, учить учитывать интересы и возможности партнера при распределении обязанностей, выполнять функции организатора общей работы. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело. - совет;
- напоминание;
- создание игровой ситуации;
- похвала;
- объективная оценка результатов труда.
Рекомендации
Помощь ребенка дома сделать уборку дома.
Цель: дать советы родителям как
воспитывать у ребенка желание участвовать в совместном труде.
февраль 4 неделя
«Мытье поддонов».
Цель: закреплять у детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Игра «Что сначала, что потом, кто мне поможет?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах ухода за растениями и животными, посадки и пересадки растений, деревьев, уборке сада, сборе урожая; воспитание бережного отношения к природе, видеть необходимость помощи другому. Дежурство в центре природы.
Цель: закрепить умение детей убирать за собой рабочее место (мыть инвентарь, просушивать, складывать на место, тщательно мыть руки с мылом.
Дежурство по НОД.
Цель: учить детей самим назначать дежурных по НОД, познакомить с планом работы дежурных на день; воспитывать ответственность, поощрять стремление помогать друг другу.
- совет;
- напоминание;
- создание игровой ситуации;
- похвала;
- объективная оценка результатов труда.
Консультация
«Будущая хозяйка»
Цель: Распространение опыта по трудовому воспитанию девочек в семье.
«Будущий мужчина»
Цель: Распростране
ние опыта по трудовому воспитанию мальчиков в семье.