Светлана Лученко
Семинар-практикум для педагогов «Фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста
к народной культуре»
Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.
Задачи:
1. Обобщение и расширение знаний педагогов о русской народной культуре.
2. Воспитывать позитивное отношение к народному творчеству через региональный компонент
Ход мероприятия
Тема :«Фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста
к народной культуре»
Тема достаточно обширная, интересная, и мы подготовили для вас самые значимые и очень эффективные технологии из опыта работы наших педагогов.
Но прежде чем начать, мне хотелось-бы чтобы все присутствующие педагоги не просто были зрителями но и участниками нашего мероприятия.
Сегодня, все участники нашей встречи будут поделены на три команды
1 команда – СПОДВИЖНИКИ
2 команда – КРИТИКИ
3 команда – ПРОПАГАНДИСТЫ
После представления опыта или представления педагогической продукции наших выступающих каждая команда будет высказывать свое мнение.
Команда СПОДВИЖНИКОВ
СПОДВИЖНИК – помощник в деятельности на каком-нибудь поприще, соратник (толковый словарь Ожегова)
СПОДВИЖНИК - сотрудник на поприще высоко оцениваемой деятельности, соучастник какого-нибудь великого дела, подвига (толковый словарь Ушакова)
Сподвижники называют плюсы представленного выступления.
Команда КРИТИКИКОВ
Критик – это тот, кто подвергает разбору, оценке чьи-либо действия, поведение и т. п. (малый академический словарь)
Критики дают совет, могут что-то порекомендовать, завершить начатое, что-то доработать, добавить.
Команда ПРОПАГАНДИСТОВ
Пропагандист-человек, который занимается пропагандой чего-либо
ПРОПАГАНДИСТЫ- находят то, что необходимо продвигать и распространять
После выступления всех педагогов нашего мероприятия каждой группе будет дана возможность для высказывания своих идей.
Итак мы танцем красивым начинаем, в русскую избу вас приглашаем.
Танец «Зима –Красавица»
Под музыку входит девица в русском сарафане раскладывает на столе Матрешку.
Вед:Добрый день гости дорогие! Я рада видеть всех вас в нашей горнице.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Вы уже обратили внимание, что на столе стоит русская народная игрушка «Матрешка».
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Может быть кто-то знает ее происхождение? Расскажите?
Тогда поведаю вам я некоторые интересные факты о происхождении этой игрушки.
Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.
МАМОНТОВ Савва Иванович - крупный промышленник и меценат.
Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, в 1870 году создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.
В 1890-х годах первую русскую матрешку изготовил токарь, Василий Звёздочкин, вдохновившийся японской фигуркой. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду.
В нашей избе мы будем ассоциировать каждую матрешку с опытом работы выступающих педагогов нашего детского сада, а размер матрешки будет указывать на возраст воспитанников.
Итак, первый самая маленькая матрешка,как вы уже догадались это дети раннего и мл. дошкольного возраста. Свой опыт работы в форме мастер-класса вам предоставит воспитатель младшей группы. Тема мастер класса «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через фольклор»
Ведущая обращает внимание на вторую матрешку.
Средний возраст
Опыт работы представит воспитатель средней группы Тема: «Чудесный мир народного творчества»
Третья матрешка связанна со старшим дошкольным возрастом. Слово для выступления предоставляется музыкальному руководителю.
Тема: «Использование фольклора на музыкальных занятиях»
Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирования устойчивого интереса к русским народным традициям. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера.
Элементы народного фольклора я включаю во все виды музыкальной деятельности.
И сегодня я приглашаю вас окунуться в мир фольклора.
Для начала я познакомлю Вас с моим Чудесным сундучком.
(Из сундука достает блюдце с яблочком).
Катись, катись, яблочко наливное по серебряному блюдечку.
Покажи нам старую старину: морей глубину, гор высоту,
Лесов гущину, небес красоту.
Нашу родимую Русь – матушку ее колокола …
Звучат колокола.
Сейчас я познакомлю вас с видами колокольного звона
В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, сказаний. Колокольный звон в народе с нежностью называли то малиновым, то красным.
- Что такое красный звон и малиновый звон?
- В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.
Звучит красный звон
Малиновый звон - милый, приятный для слуха звон.
Звучит малиновый звон
После знакомства с колокольным звоном предлагаю поиграть отгадать какой звон звучит.
(Достает из сундучка колокольчик)
Музыкальный руководитель: А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик зазвони».
Послушайте слова:
Я бегу, бегу, бегу
Звоном всех сейчас зову
Вся Россия слышит звон
Колокольный перезвон.
(Участники игры стоят в кругу, один с колокольчиком ходит по центру все произносят слова, после слов останавливается,все разбегаются по залу. Когда звучит звон и ведущий начинает звонить в колокольчик все дружно собираются в круг.
Таким образом, я провожу раздел Слушание музыки
В развитии у дошкольников певческих навыков использую очень много видов фольклорных песен от колыбельных до обрядовых. Сегодня я не буду на них останавливаться подробно. Хочу предложить песенки –импровизации которые прекрасно можно использовать
для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности. В большинстве случаев я использую песни, которые касаются сюжетно-двигательной стороны.
Я достаю из сундучка шапочки к песне «Тень потетень»
Инсценировка русской народной песенки «Тень-тень, потетень».
Написать слова на листах и шапочки
Вед: «Тень-тень, по тетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
Лиса: Всему свету я краса!
вед: Похвалялся медведь:
Медведь: Могу песня я петь!
вед: Похвалялися ежи:
Ежи: У нас шубки хороши!
вед: Похвалялся зайка:
Зайка: Поди, догоняй-ка!»
В своей работе по данной теме со старшими дошкольниками песенно- игровой фольклор я условно поделила на три вида муз. деятельности.
ТАНЦЫ С ПЕНИЕМ (Хороводы, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ и РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА ИМПРОВИЗАЦИЯ народных песен на шумовых инструментах.
Сегодня хочу подробней остановиться на хороводе.
По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, Владимира Ивановича Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) - это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Его основной композицией служит круг – символ солнца. Это хождение по кругу берет начало из древних языческих обрядов, поклонение богу солнца – Яриле. Тогда этот танец носил обрядовый характер, но со временем утратил его.
Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.
Скажите, пожалуйста, от чего зависит размер хоровода, его ширина? (Примерные ответы: от количества человек, от сцепления рук).
Приглашаю фокус-группу, участники которой покажут, как по-разному держат руки в хороводе: не держась за руки (друг за другом, плечо к плечу, взявшись за спиной у пояса, взявшись за руки вверху, взявшись за руки внизу, положив ладони на плечи друг другу.
Но есть три фольклорных правила хоровода, которые нужно выполнять всем участникам:
- Когда держишься за руки, правая рука «открыта» (повернута ладонью вверх, левая - «закрыта» (повернута ладонью вниз).
- С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.
- Не теряй улыбку.
В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.
«Круги» (диск «Как у наших у ворот» И. Каплунова, И. Новоскольцева). Чаще всего используется простой круг или двойной круг, а иногда и тройной. Участники хоровода делятся на 2 группы. Внешний и внутренний круги – ходили в одну или в разные стороны, смотрели друг на друга или в разные стороны. Звучит музыка, оба круга смотрят друг на друга, но идут в разные стороны.
«Улитка» (Песня «Заплетися, плетень» сб. «Как у наших у ворот» И. Каплунова, И. Новоскольцева, ст. 37). Для её создания, в одном месте хоровода руки расцепляются, и ведущий начинает закручивать его вовнутрь. Постепенно образовывается 2-3 круга, далее хоровод раскручивается. Звучит музыка, ведущий закручивает хоровод.
«Змейка». Это линейно-волнистое движение, с постепенно уменьшающейся амплитудой. Звучит музыка, ведущий начинает движение, выстраивает фигуру.
И ещё одна фигура, казалось бы, совсем не хороводная - «Сторона на сторону» (Игра «Плетень» сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз, 1963г. ст. 240) Участники хоровода выстраиваются в две (реже в четыре) шеренги лицом друг к другу. В процессе хоровода, то сближаются, то расходятся. Звучит музыка, шеренги поочерёдно сходятся и расходятся. Все садятся на места.
Говоря о характере хороводов, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой.
Орнаментальным называется такой вид хоровода, в котором нет сюжета. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом различные фигуры хоровода.
В игровом хороводе есть сюжет и действующие лица. Такой хоровод обязательно сопровождается песней. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ.
Ценным в подвижных
народных играх на музыкальном занятии является то, что в основу взято пение и движение.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми.
Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.
Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях можно помочь непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Подвижные игры с пением являются одним из действенных приемом в развитии чувства ритма.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду» (на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга)
Игра проводится до тех пор, пока все дети не примут участия.
Русская народная игра с платочком. Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу.
Напевает: А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
В заключении моего мастер-класса хочется еще раз сказать что,фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
Уважаемые коллеги! Всегда помните о своих корнях и дайте возможность детям прикоснуться к великой культуре русского народа!
Желаю творческих и педагогических успехов!
Вед: А мы продолжаем наше мероприятие, и я с удовольствием представлю вам следующего выступающего.
Он окунет нас в мир народной игры. Тема:Народная игра как средство приобщения к национальной культуры в музыкальном развитии дошкольников»
Вед: Наша матрешка собрана. Итогом нашей работы будет кладовая идей созданная из наших праздников и развлечений по приобщению детей к народной культуре.
Народный праздник «Рябинник» проводился в средней группе в начале учебного года приобщенный к Дню рождения Рябины
Цель: Познакомить детей с народным праздником приобщать к русским народным традициям.
Дети были очень эмоциональны, заинтересованы. В конце праздника каждый получил подарок – куклу оберег «Рябинку».
Средняя группа. В группе основной состав мальчики, нам пришла
идея провести богатырские забавы. Это мероприятие стало итогом краткосрочного проекта «Богатыри земли русской». Ребята много узнали о богатырях а на празднике воплотили их образы. Всем было интересно и познавательно.
«Капустник»это праздник который праздновался на Руси после сбора урожая. В этом году мы решили провести его в старшей группе Целью праздника стало приобщение детей к истокам русской народной культуры, любви к русским традициям.
И конечно, всеми любимая «Осенняя Ярмарка»
Для всех воспитанников этот день стал настоящим праздником. Проходит она ежегодно в середине октября. Ребята погрузились в атмосферу русского народного гуляния с его обычаями и традициями. В организации данного праздника родители были непосредственными помощниками в оформлении зала, изготовлении костюмов, приняли активное участие в выставке «Дары осени».
Внимание на экран!
Это далеко не все мероприятия по данной теме, которую мы для вас раскрыли. Много проектов, конспектов занятий, сценариев есть у каждого педагога нашего Детского сада, с которыми мы рады с вами поделится.
Наша встреча подходит к своему завершению. Прежде чем подвести итог. Для вас музыкальный подарок
Встречайте воспитанников с танцем «Балалайка»
Рефлексия.
Решение: Продолжать работу по накоплению и расширению знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.
Воспитывать у детей дошкольного возраста позитивное отношение к народному творчеству через региональный компонент.
А сейчас сюрприз примите в подарок волшебные, рождественские пряники с пожеланиями. Каждый выберет сладкий пряник себе сам.
В завершении нашего мероприятия хочется сказать: издревле русские люди славились крепким здоровьем и сильным духом. Наши предки нам оставили богатое наследство - обычаи и традиции несущие благо в каждый дом. Применяйте их и будьте счастливы.