Ирина Резник
Беседа «Что такое хвоинки?» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Беседа «Что такое хвоинки?»
Возрастная группа подготовительная группа «Солнышко»
Цель: Обобщить представления детей о хвойных деревьях.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о хвойных деревьях, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
Публикация «Беседа „Что такое хвоинки?“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Развивающие: развивать навыки самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Приоритетная: Познавательное развитие
В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Технологии: ИКТ, здоровье сберегающая технология, игровая технология.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Оборудование: проектор, компьютер, коробка с карандашами (зелёный, жёлтый, синий, презентация, раскраски деревьев, веточки ели, сосны, шишки (сосны, ели, карточки с загадками,
Ресурсы: Физминутка «Мы пошли в осенний лес…»
Предварительная работа : чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зелёные?», А. Кожан «Сказка о ёлочке. Которую не срубили», стихотворение И. Токмакова «Живи ёлочка», Т. Волгина «Лесная красавица», рассматривание иллюстраций деревья в разные времена года.
Словарь: сосна, ель, хвоинки, лиственница.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Вводная часть 2-3мин
1. Настройка на предстоящую деятельность
1. Вместе с детьми стоит на ковре в кругу.
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
- Какие деревья растут возле детского сада?
Предлагаю вам сыграть в игру. Дети выполняют движения в соответствии со словами текста, касаясь ладонями друг.
Ответы детей: тополь, берёза, сосна, лиственница, осина, рябина, черёмуха, ель, яблоня ранетки.
Организационно поисковый (20-22 мин)
2. Создание проблемной
ситуации.
2. Игровое упражнение
«Ты коробочку передай, себе фишку выбирай»
Игра «С какого дерева листок?»(коробочку с фишками делятся на подгруппы з, с, ж,) У каждого ребенка коробочка с листьями. Воспитатель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три -с какого дерева лист покажи!” – все группы детей должны найти нужный лист и поднять его.
Слайд № 2-3 Мудрая черепаха и Муравей вопросик предлагают вам игру: Рассмотрите иллюстрацию. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний?
3. Изучение нового материала.
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.
- Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
- У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Слайд № 4. – изображения сосны и ели.
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем?
- А что же растет на их ветках?
– Что такое хвоинки?
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.
- Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Слайд № 5. Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
4. Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.
5. Практическая деятельность.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, дети замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”. Слайд№6
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
Слайд №7.
- Молодцы! Вы всё правильно заметили. Мудрая черепаха просит ещё раз объяснить что же у них общего?
Слайд № 8.
Зарисуйте хвоинки сосны и ели.
6. Физминутка - музыкальная
Слайд № 9
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных детей. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года.
Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки?
Слайд №10
- Чем это дерево отличается от других хвойных?
Какие деревья сбрасывают листья на зиму?
Воспитатель: – Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.
Слайд №11
О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
Слайд № 12. Игра «Назови дерево»
7. Продуктивная деятельность
(Раскрасить деревья -сосна, ель)
Воспитатель : Ребята, давайте раскрасим для Муравья и Черепахи деревья в подарок? Выполнение действий.
Непосредственная детская деятельность.
Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.
Ответы детей:
Ель
Сосна
У них нет листьев
Хвоя
Хвоинки –это тоже листья.
Ответы детей
Ходьба на месте
Повороты
Посмотреть на елочку в группе
На сосну
Прыжки
Приседание
Потягивание
Садятся на стулья.
Ответы детей
Действия детей
Координация речи с движением. Развитие чувства ритма.
Лиственные.
Рефлексивно корригирующий
(2-3 мин) Организует рефлексию.
– С какими деревьями мы познакомились?
-На какие две большие группы можно разделить все деревья?
-Чем они различаются?
-Что такое хвоинки?
-Как различить ель и сосну?
-Чем лиственница отличается от своих «родственниц»? Дети могут сформулировать свое отношение
к проведенной деятельности.