Ланна Черкашина
Тема: «Багульник — ароматный посланник весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 4 - 5 лет
Учебно-методическое обеспечение: Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Средняя группа /авт-сост. З. А. Ефанова - Волгоград: Учитель, 2012.
Цель.
Формирование начальных представлений о родном крае, воспитание чувства любви к родному краю, природе, желания беречь и охранять её.
Задачи.
Публикация «Тема: „Багульник — ароматный посланник весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
1) Образовательные: дать представление о родном крае; учить устанавливать простейшие связи: изменение условий окружающей среды (солнечный свет, тепло) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); учить видеть красоту цветущего багульника.
2) Развивающие:
- развивать речевое общение, связанную речь, слуховое и зрительное восприятие, мышление, память;
- развивать общую моторику.
3) Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родному краю, природе, желание беречь её;
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия друг с другом;
- воспитывать активность.
Тип непосредственной образовательной деятельности: познание, художественно-эстетическое развитие, коммуникация
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Наш лес».
Форма проведения: игра-путешествие
Предварительная работа: целевые прогулки в лес, создание макета в группе «Смешанный лес», Беседы по темам: «Русский лес», «Животный и растительный мир нашего края».
Ход:
(звуки шума леса).
- Ребята! Что вы слышите? Да это лес, лес шумит. Когда приходишь в лес, то наслаждаешься шумом деревьев. Скажите, три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Это, конечно, не лес. Лес – это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли, (показ слайдов) лес – это дом для мхов и трав, кустарников и деревьев, птиц и насекомых. Все обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в многоэтажном доме. Лес, ветер, дерево, родник имеет свой язык. И зверь, и птица, и трава беседуют друг с другом.
- Давайте посчитаем, кто живет в лесу:
Считалочка.
(дети загибают пальчики за воспитателем)
Есть в лесу лисицы, волки, совы, вороны и куницы.
(на другой руке загибают пальчики)
Есть березы, есть осины, ивы, сосны и рябины.
Много, много всего есть, всех их нам не перечесть!
Лесные жители добры и гостеприимны, они любят свой необыкновенный дом. Но не будем забывать, что мы в лесу только гости, поэтому будем бережно относиться ко всему, что нас окружает. Давайте, поздороваемся с лесом.
Давай пройдемся медленно по кругу
И «здравствуй» скажем, каждому листку.
Я должен над цветами наклоняться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Красив наш русский лес в любое время года, а особенно весной. Вот и сейчас за окном весна. Природа просыпается. Посмотрите, дети, правда, красивые цветы? Этот кустарник называется «багульник». Весенние веточки багульника несут нежные цветки. Давайте рассмотрим его внимательно. Цветение багульника по красоте подобно цветению сакуры в Японии. Особенно, если учесть, что кустарник с такими нежно-розовыми цветами распускается в начале довольно-таки холодной забайкальской весны.
Этот нежный цветок – гордость нашего края. Чтобы полюбоваться этим чудом, не надо ехать далеко, его можно встретить даже на окраине леса. Его лепестки нежные, как шёлк. Цветы небольшие, но на веточке кустарника их очень много. И когда он зацветает, то покрывается розовым, слегка лиловым облаком. Проезжая в мае мимо сопок, нельзя не заметить это чудо. А если спросить любого местного жителя, что самое красивое в нашем краю, он ответит, не задумываясь: конечно, багульник. По-научному это растение называется Рододендрон даурский или Рододендрон остроконечный. Свое название получил от греческого «родон» (роза) и «дендрон» (дерево) – розовое дерево. В литературе часто встречается под названием «альпийская роза» и реже «каменный куст». Часто эти кусты образуют труднопроходимые заросли. Забайкальцы утверждают, что кустарник багулового цвета является живым символом Забайкалья. Листья и ветви багульника издают резкий одурманивающий запах, что объясняется содержанием в растении эфирного масла сложного состава. Подойдите ближе и понюхайте, какой у багульника ароматный запах! Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли. Фотографии багульника покупают и дарят гостям как символ нашей Бурятии. Смотришь на нежные лепестки и удивляешься: как они, такие тонкие и нежные не замерзают в нашем холодном мае.
Физкультминутка «Цветы Багульника»
Наши сиреневые цветки раскрывают пальчики
Выпускают лепестки кисти рук поворачиваются влево - вправо
Ветерок чуть дышит потихоньку пошевелить пальчиками
Лепестки колышет сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»)
Наши розовые цветки кисти рук опустить в низ
Закрывают лепестки круговые движения кистями рук
Тихо засыпают, присели на корточки
Головой качают.
- Вы еще полюбуйтесь красотой цветущего багульника, а я прочту вам стихотворение:
Распустился багульник на сопке -
Ароматный посланник весны,
Нежно-розовым облачком робко
Улыбается мне с крутизны.
Не волнуйся, не стану я трогать -
Ты хорош на гранитной скале,
Постою, полюбуюсь немного,
Будь здоров на прекрасной земле!
И багульник, и первый подснежник,
Одуванчик в зелёной траве,
Колокольчик фарфорово-нежный -
Всё прекрасно в своём естестве!
- Ребята, скажите, мы будем рвать ветки багульника для букета? (ответы детей) Правильно, нет, не будем. Лес – наше богатство и его надо беречь. Без нашей заботы природа погибнет.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То не будет красоты.
То не будет доброты,
Если мы сорвем цветы!
-Когда вернемся из леса, обязательно украсим нашу группу багульником, сделанным своими руками.
Рефлексия.
-Мы идем аккуратно по тропинке. Выходим из леса. Дети, где мы с вами сегодня были? С каким новым растением мы познакомились?
Мы еще не раз с вами будем встречаться с лесом и его жителями – деревьями, птицами, насекомыми.
Творческие работы детей.