Татьяна Рамазановна Манашева
Конспект занятия «Ах, этот удивительный песок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ах, этот удивительный песок
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
Дать элементарные представления о песке.
Расширять представления детей о свойствах песка.
Научить детей проводить элементарные опыты.
Развивать умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Развивать наблюдательность, любознательность.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Продолжать развивать умение обозначать свойства природных объектов карточками.
Публикация «Конспект занятия „Ах, этот удивительный песок!“» размещена в разделах
Формировать потребность в исследовании природных объектов.
Обогащать словарь детей словами: шершавый, песчинки, сыпучий, рыхлый, рассыпчатый.
Ход занятия:
сюрпризный момент (воспитатель вносит «Ящик ощущений»)
- Ребята, сегодня мы с вами вновь с вами на на нашем проекте. А что мы будем исследовать, вы узнаете из «Ящика ощущений». Я вам предлагаю засунуть в него руку и наощупь определить, что там находится? ( Выслушиваются предположения всех детей: сахар, соль, мука, песок и т. д.)
- Что ты ощущаешь?
- Какой на ощупь?
- На что похоже?
- А почему ты так думаешь?
- А теперь посмотрим, что же там находится? (песок)
- Это песок. А что такое песок и откуда он берется?
В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называются песком».
- Ребята, мы сегодня будем исследовать песок. А свои пока небольшие научные открытия мы обозначим карточками.
- Хотите попробовать стать исследователями и побольше узнать о песке?
- Но прежде чем мы приступим к научным исследованиям, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком. (Нельзя песок брать в рот; нельзя бросать песок в детей; не тереть грязными руками глаза; и после игр с песком помыть тщательно руки).
- А сейчас я вас приглашаю за лабораторный стол №1. Присаживайтесь. ( Сядьте: спинки держите ровно, ножки поставьте рядом)
ОПЫТ 1. (лабораторный стол 1) Из чего состоит песок?
Чтобы узнать, из чего состоит песок, сначала потрогайте его пальцами, потрите.
- Какой он? (ответы детей)
- А мне кажется, что он еще и шершавый. Вы согласны со мной?
А теперь, посмотрите на него через лупу. Что вы видите? ( ответы детей: камешки и т. д.)
Какие они, эти камешки? (маленькие, белые, желтые)
- Эти мелкие камешки называют песчинками.
- Варя, как называются эти мелкие камешки?
- Соня, повтори. А теперь, скажите это слово хором (песчинки)
- Обратите внимание, какого цвета эти песчинки? Какого размера? Похожи ли песчинки одна на другую?
- Итак, ребята, песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. И на ощупь он шершавый (обозначим этот вывод вот такой карточкой)
- Перейдем к следующему опыту.
ОПЫТ 2. (лабораторный стол №1)
(Предложить детям пересыпать сухой песок из одного стакана в другой).
- Перед вами два стакана: 1 – с песком, другой – пустой. Давайте пересыплем сухой песок из одного стакана в другой.
-Ну что получается? (Да) Значит, песок сыпучий.
- А теперь опустите в стакан с песком карандаш и поводите ею в разные стороны.
- Что происходит? ( ответы детей: палочка двигается)
- А у тебя что происходит, Юлия?
Да, палочка двигается, потому что песок рыхлый.
- А теперь, попробуйте слепить из сухого песка шар. ( Не получается: сухой песок рассыпчатый и из сухого песка невозможно слепить куличики в отличии от влажного песка (он плотный, т. к. вода, которая содержится во влажном песке соединяет песчинки и они не рассыпаются)
Какой вывод можно сделать здесь? Песок какой? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый). (какой карточкой обозначим это свойство песка, Аня)
Ребята, а теперь я вас приглашаю за лабораторный стол №2.
- Скажите, вы верите в то, что песок может двигаться? А убедиться в этом нам поможет опыт, который называется «Песчаная горка»
ОПЫТ 3. (лабораторный стол 2) Встаньте свободно, чтобы не мешать друг другу.
Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, и у вас получается песчаная горка, вот такая! Обратите внимание на то, как эта горка растет в высоту, а его основание становится все шире. И если долго сыпать песок то в одном, то в другом месте образуются волны. Это движение песка похоже на течение. Подуйте трубочкой на песок, как легкий ветерок, что происходит с частичками песка? (двигаются, передвигаются)
Какой вывод можно сделать? Оказывается, песок может двигаться. (обозначим это свойство песка вот этой карточкой)
- Давайте и мы с вами немного отдохнем и подвигаемся. Поиграем в игру «Песчинки» (повторяется 2 раза) под музыку.
- Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).
- Отдохнули, ну а теперь вернемся к лабораторному столу №2 и продолжим исследование.
ОПЫТ 4. (лабораторный стол 2)
Давайте в стакан с водой опустим горсть сухого песка и понаблюдаем.
- Что происходит? (песок оседает) Песок осел, а на поверхности воды мы видим песочную пыль. - А почему, ребята, песок ушел на дно? (потому что он тяжелый)
- Размешаем ложечкой воду. Что случилось? (песочная пыль растворилась).
- Куда исчезла песочная пыль? Посмотрите, какая вода стала (песочная пыль окрасила воду)
Вывод: песок тяжелый, песочная пыль легкая остается на поверхности и окрашивает воду (обозначим это свойство песка карточкой. Ребяты выберете карточку, которая обозначает этот опыт)
ОПЫТ 5. (лабораторный стол 3) Проводит воспитатель, дети наблюдают.
- Ребята, перед вами пробирки с сухим и влажным песком. Покажите, которая пробирка с сухим песком? Я сейчас возьму стаканы с водой и полью сухой и влажный песок. А вы смотрите внимательней, что будет происходить.
- Что вы наблюдаете? Смотрите, влажный песок быстро пропустил влагу (вода просочилась гораздо быстрее, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, только затем она уходит вглубь.
- Ну что, ребята, вода проходит через песок? Значит, песок пропускает воду.
-Ребята, вы знаете, почему влажный песок так быстро пропускает воду через себя?
Потому что воздуха между частичками нет. А в сухом песке между песчинками находится воздух и при попадании воды в сухой песок он начинает менять свои свойства: песок становится плотным, вязким, приобретает более темный цвет (посмотрите на стаканчик с сухим песком) и из него теперь можно даже сделать куличики, т. к. именно вода соединила песчинки и они не рассыпаются.
Вывод: песок пропускает воду; влажный песок пропускает воду быстрее, чем сухой; песок может изменить свои свойства под воздействием воды (обозначим это свойство песка вот этой карточкой)
Посмотрите ребята, перед вами «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок.
Предлагаю вспомнить, что же обозначают наши карточки.
(показывая на карточку с изображением данного свойства)
- Из чего состоит песок? (из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер)
- Какими свойствами обладает песок?
- Какой он песок? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый)
- Песок может двигаться.
- Песок тяжелый.
- Может пропускать воду и изменяет свои свойства под воздействием воды.
- Итак, ребята, сегодня «наш герой» - песок. А вы знаете, где его используют, как применяют? (ответы детей) Я предлагаю вам посмотреть на экран, который покажет где и как можно применить песок.
Применяется песок в строительстве для изготовления цементных растворов
Используют на дорогах в гололед
При тушении пожара
Используют для изготовления стекла.
Песок необходим для жизни некоторых животных (например, ящерица зарывается в песок, если чувствует опасность)
Для детских игр.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Молодцы ребята!