Брюханова Татьяна Геннадьевна
Телесная терапия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Телесная терапия в работе с детьми дошкольного возраста
Основателем телесной психотерапии является австрийский психолог Вильгельм Райх. В своих работах Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации у человека возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах».
Райх считал, что, воздействуя на тело, можно освободиться от «мышечного панциря», добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.
Темочки:
«Мышечная броня» по Райху, организуется в семь основных защитных сегментов, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.
В чем уникальность детской телесно-орентированной практики? Она как одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике, является привычной работой с телом. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, не хочет спать или есть, устал, всегда начинает капризничать. Если ребенку плохо телесно - то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случиться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются и отделяются друг от друга. Ведь взрослые люди не плачут, когда хотят спать и устали. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.
ЛИМОН
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.
Массаж спины
ДОЖДИК
Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите -
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите -
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте -
Бом! Бом! Бом!
А уйду — тогда гуляйте.
Бом. Бом. Бом.
Червячок. Игра обеспечивает растяжку всего тела. Ребенок ложится на спину, вытянув руки над головой. Затем он перекатывается на бок, на живот и, наконец, на другой бок.
Жучок. Упрощенная версия предыдущей игры. Лежа на спине, ребе-нок обхватывает руками колени и перекатывается на бок, вниз лицом и на другой бок.