Евгения Косогорова
Технология взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с родителями.
Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения (М. Х. Мескон, М. Альберт).
Планирование - принятое решение о том, что делать, когда делать и кто будет делать (Кунц Г., С. Доннел).
Публикация «Технология взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Планирование - процесс, включающий не только собственно целеполагание и разработку планов действий, но также анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды, потребностей и возможностей субъекта планирования (в широком смысле) (Е. Г. Овчинникова).
Разработать план - это значит предусмотреть комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.
Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научный организации и управления образовательным учреждением (П. И. Пидкасистый)
План:
1. заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
2. предположение, предусматривающее ход решения чего-нибудь
Планировать:
1. составлять план решения чего-нибудь,
2. устраивать, располагать в соответствии с определенным планом. (Ожигов С. И.).
План работы - документ, фиксирующий намеченную систему учебно-воспитательных мероприятий учебного заведения на определенный период времени (Сафонов Л. П.).
Особые черты планирования:
осуществляется до начала действий, т. е. планирование - предварительное принятие решений,
потребность в планировании возникает, когда достижения желаемого отодвинуто во времени и зависит от нескольких факторов,
направлено на достижение такого желаемого состояния, которое не может возникнуть само собой. «Поэтому планирование, - отмечает Р. Акофф, связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, с другой - уменьшение числа неиспользованных возможностей».
Преимущества планирования:
помогает оценить практическую возможность достижение целей деятельности,
помогает выявить зоны потенциальных проблем и неожиданных последствий деятельности, предугадать трудности, улучшить результат,
организовать деятельность организованно и целенаправленно,
экономия времени и усилий в будущем,
дает основу для осуществления координации деятельности,
эффективный контроль.
Планирование работы с родителями начинается с определения ее цели и задач. Цели данной работы могут носить как общий, так и частный характер.
Общая цель работы с родителями — установление с ними сотруднических отношений.
Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество.
Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей приоритетными направлениями работы ДОУ; темами самообразования педагогов, достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год.
Например, частной целью может быть установление сотрудничества с родителями в сфере оздоровления детей.
Достижение этой частной цели происходит путем решения конкретных задач:
— расширение представлений родителей о психофизических особенностях ребенка определенного возраста;
— мотивирование родителей на изучение здоровья своего ребенка, укрепление их веры в его потенциальные возможности;
— освоение родителями традиционных и нетрадиционных способов оздоровления детей;
— реализация системы совместных мероприятий по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.
Затем в соответствии с поставленной частной целью и задачами воспитателями группы совместно с родителями разрабатываются 6— 8 тем родительских собраний, например, таких: «Наш здоровый малыш» (характеристика физических и психических особенностей ребенка, «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание малыша — основа формирования здоровья», «Роль физических упражнений в укреплении здоровья», «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей», «Как предотвратить невроз у ребенка?», «Воспитание потребности в здоровом образе жизни», «Мальчики и девочки — два разных мира».
Далее каждому родителю предлагают выбрать четыре (по количеству собраний в год) наиболее интересные для него темы из данного списка. Для этого можно использовать таблицу, которая будет вывешена на информационном стенде или заполнена родителями на последнем в году родительском собрании.
Таблица состоит из перечня всех разработанных тем и места, где каждый из родителей может отметить свой выбор «галочкой» или «крестиком». Затем подсчитывается количество выборов каждой темы, что свидетельствует об интересе к ней. Темы, не получившие достаточное количество выборов, могут стать содержанием бесед, консультаций, наглядных средств информации.
Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков проведения родительских собраний, которым отдали предпочтение большинство родителей.
При определении последовательности собраний целесообразно руководствоваться уже не количеством выборов (сначала планировать тему, получившую 9 выборов, затем — 8, 7 и т. д., а логикой следования тем (если это возможно).
Сроки проведения собраний могут варьироваться, но традиционно 1-е собрание проводят в сентябре — начале октября, 2-е собрание — в начале декабря, 3-е собрание — в феврале, 4-е — в мае.
Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разрабатывается перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения предшествующей родительскому собранию и последующей за ним работы.
Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней. Полученные в процессе такого исследования данные учитываются при планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также определяют формы последующей работы и их наполнение.
В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут уточняться сведения о семьях воспитанников. Кроме того, последующая работа предполагает оценку эффективности проведения основных и предшествующих им мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями — его анализ, который можно провести с опорой на следующие критерии:
1. соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие достижения цели через решение ряда задач;
2. учет особенностей семей воспитанников, интересов и потребностей родителей, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм, тематики и содержания мероприятий;
3. взаимосвязь предшествующей и последующей работы с центральной формой взаимодействия с родителями — родительским собранием;
4. разнообразие планируемых форм работы;
5. выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри ДОУ;
6. включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за год.
Критерии могут быть видоизменены или выработаны коллективом ДОУ самостоятельно в зависимости от специфики реализуемого в нем воспитательно-образовательного процесса.
В дальнейшем осуществляется намеченная в плане система работы с родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников, интересах и потребностях родителей.
Далее проводится анализ итогов работы за год, включающий оценку достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин. В ходе анализа итогов работы целесообразно еще раз вернуться к анализу годового плана. Кроме того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения семей воспитанников.
Анализ итогов работы за год, возврат к анализу годового плана работы и продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с родителями на следующий год.
Такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний. Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой тематикой, потребность в которых обусловлена задачами всестороннего развития личности каждого ребенка.