Майра Агишева
Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания
▼ Скачать + Заказать документы
Технология работы с картами В. Я. Проппа
для развития у детей дошкольного возраста
связной речи и творческого рассказывания»
Актуальность:
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Публикация «Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка. Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок по разделу ОО «Речевое развитие» АООП для детей с ТНР, разработанной с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой. мы решили использовать карты Проппа.
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение.
Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Основных, главных функций В. Я. Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
Целесообразность применения
карт В. Я. Проппа :
1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие у детей внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают его словарь; способствуют повышению творческой активности детей.
Этапы работы с картами В. Я. Проппа :
1. Изготовление карт.
2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).
Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:
«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
«Кто на свете злее всех (добрее всех?» Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).
2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).
Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:
«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
«Кто на свете злее всех (добрее всех?» Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).
3. Чтение сказок и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.
По мере накопления опыта можно предложить детям следующие упражнения:
- Выставить карты по ходу сюжета;
- Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;
- Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;
- Определить отсутствие знакомой карты;
- Отделить лишнюю карту.
4. На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
5. На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок. –Для этого детям предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.
Выводы:
Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в личностном и речевом развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют запомнить большое количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
Карты Проппа можно и нужно использовать в речевом и личностном развитии не только детей с ТНР, но и дошкольников групп общеразвивающей направленности.
Результат работы с картами Проппа :
– запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание сказки;
– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– уверенно манипулировать картами.
Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.