МААМ-картинки

Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания

Майра Агишева
Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания
▼ Скачать + Заказать документы

Технология работы с картами В. Я. Проппа

для развития у детей дошкольного возраста

связной речи и творческого рассказывания»

Актуальность:

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Публикация «Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания» размещена в разделах

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка. Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок по разделу ОО «Речевое развитие» АООП для детей с ТНР, разработанной с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой. мы решили использовать карты Проппа.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение.

Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Основных, главных функций В. Я. Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность применения

карт В. Я. Проппа :

1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

3. Карты стимулируют развитие у детей внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают его словарь; способствуют повышению творческой активности детей.

Этапы работы с картами В. Я. Проппа :

1. Изготовление карт.

2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).

Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:

«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

«Кто на свете злее всех (добрее всех?» Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).

Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:

«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

«Кто на свете злее всех (добрее всех?» Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

3. Чтение сказок и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

По мере накопления опыта можно предложить детям следующие упражнения:

- Выставить карты по ходу сюжета;

- Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;

- Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;

- Определить отсутствие знакомой карты;

- Отделить лишнюю карту.

4. На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

5. На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок. –Для этого детям предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Выводы:

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в личностном и речевом развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют запомнить большое количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа можно и нужно использовать в речевом и личностном развитии не только детей с ТНР, но и дошкольников групп общеразвивающей направленности.

Результат работы с картами Проппа :

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами.

Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 20:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология работы с картами Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания» (включая файлы) размещена пользователем Майра Агишева (УИ 678692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД