Уколова Наталья
Технология проблемного обучения с применением экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Познавательное развитие в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
Темочки:
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания. В его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его.
Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка не терять интерес к познанию нового, но основные факторы, которые стимулируют ребенка, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.
Одним из методов способствующих развитию познавательной активности и любознательности ребенка является проблемно-диалогического обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для заполнения, неизвестного, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям :
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Проблемная ситуация, побуждает детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы:
• постановка, формулирование проблемы;
• актуализация знаний детей;
• выдвижение гипотез, предположений;
• выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
• введение знаний в систему.
Еще одним из методов, способствующих развитию познавательной активности и любознательности ребенка, является экспериментирование.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Если объединить эти два метода, решение проблемных ситуаций с последующим экспериментированием, то занятия становятся увлекательными, развивающими. Данный вид деятельности способствует развитию творческой личности, потому что ребёнок пользуется наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний.
Проблемные ситуации зачастую являются толчком к экспериментированию.
Для поддержания интереса к экспериментированию, проблемные ситуации создаются от имени сказочного героя.
Примеры проблемных ситуаций, которые я использовала в своей практике: «Из каких материалов можно сделать лодку?», «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски? Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?» Путем простого опыта дети выясняют, что у воды есть свойства изменять цвет. «Почему шарик летает?» и другие.
С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, металлические предметы тонут, но ребёнок видел, корабль из металла не тонет. «Почему у утки перья остаются сухими после воды?» и другие.
Организовывая наблюдения за растениями в группе с детьми старшего дошкольного возраста, создаются проблемные образовательные ситуации, которые могут вытекать из опыта и наблюдения и решаться путем проведения эксперимента.
Например : побеседовав с детьми о том как нужно ухаживать за растениями и что нужно для того чтобы они росли, воспитатель и дети оставили на окне стакан с водой для полива растений. По истечению 5 дней дети обнаружили, что вода исчезла, и стакан остался пустым. «Почему это произошло? Может воду кто – то перелил или вылил?» Дети говорят свои предположения, проводится эксперимент. Две емкости с одинаковым количеством воды ставим на подоконник, одну емкость дети накрывают листом бумаги, а другую оставляют открытой. Каждый день наблюдают, что происходит. Через несколько дней дети обнаруживают, что в открытой емкости вода исчезла, а в накрытой емкости есть вода. Дети путем добывания собственных знаний через эксперимент делают вывод, что вода испаряется.
С помощью проблемных ситуаций с последующим экспериментированием позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Например, после чтения сказки «Морозко» детям задается вопрос: Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся. Педагог создает проблемную ситуацию : «Трава под снегом замерзает или нет?». На прогулке проводится опыт с термометром.
В заключение хочу отметить, что, применяя в своей практике проблемных ситуаций с последующим экспериментированием, у дошкольников развивается познавательная активность, любознательность; дети замечают и осознают противоречия в суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя.