Анастасия Викторовна
Технология поэтапного формирования умственных действий
▼ Скачать + Заказать документы
Технология поэтапного формирования умственных действий - это учение о процессах и условиях, которые определяют развитие осознанных действий и поступков, и формирование на их базе представлений и понятий об объектах.
Авторы: советские психологи П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина.
В основе технологии поэтапного формирования умственных действий лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия и постепенно переходит в осознанное интеллектуальное явление, процесс или действие.
Центральное звено технологии - действие.
Основные формы действий:
Публикация «Технология поэтапного формирования умственных действий» размещена в разделах
• Материальная форма - модели, чертежи, планы.
• Внешнеречевая форма - рассуждение вслух или описание.
• Умственная форма - действие «про себя», в уме субъекта.
Этапы технологии поэтапного формирования умственных действий.
• Создание мотивации обучаемого;
• Составление предварительного представления о задании;
• Выполнение реальных действий во внешней форме;
• Внешняя речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому оформлению и отрыву от материализованных средств;
• Этап внутренней речи (проговаривание «про себя»);
• Выполнение действия в умственном плане.
Достоинства технологии поэтапного формирования умственных действий:
• создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе;
• сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;
• достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
• обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций;
• возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
Недостатки технологии поэтапного формирования умственных действий:
• ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;
• сложность разработки методического обеспечения;
• формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.