Татьяна Горнова
Консультация «Карта иновационого педагогического опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии воспитания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.
Публикация «Консультация „Карта иновационого педагогического опыта“» размещена в разделах
Исследовательская деятельность способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С. И. : «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».
В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Форма представления педагогического опыта – педагогическая технология – используется осмысленно. Педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Особенности содержания.
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения и воспитания.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений - развитие творческого потенциала и речи детей
Инновационная направленность педагогического опыта
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.
Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.
Понимание вышеперечисленного дало мне толчок использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Основная задача использования современных педагогических технологий в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.
Научная новизна педагогического опыта заключается в том, что была предпринята адекватная, системная и довольно инновационная попытка изменить существующую ситуацию к лучшему:
- Были разработаны творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста, так как барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ – литературе. - Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и речи детей, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса. - Разработаны дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. Используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.
Теоретическая значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления. ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать нам единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Спроектированная нами технология по формированию творческого потенциала и речи у детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер; - предметное содержание процесса реализуется в системе;
- необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.
Методологическая база педагогического опыта
Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер,1964г., алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук (Лелюх С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А.. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее. Разработчики ТРИЗ-педагогики : Березина В. Г., Гафитулин М. С., Гин А. А., Гин С. И., Мурашковская И. Н., Нестеренко А. А., Сидорчук Т. А., Тимохов В. И., Хоменко Н. Н. ТРИЗ, как и другие системы, развивается. Сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:
Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы (А. А. Гин «Приемы педагогической техники»).
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения. - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
Понятийно – терминологический аппарат
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, автор - отечественный изобретатель, писатель – фантаст Г. С. Альтшуллер.
РТВ – развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.
Противоречие – предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приё мы разрешения противоречий:
Во времени – в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая, и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла). В пространстве – одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например, утюг и холодный, и горячий: подошва горячая, а ручка холодная). В системах – один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие, и некрепкие: одна спичка ломается, а много спичек трудно сломать). В отношениях – объект для одного обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший, и плохой: кому-то нравится (хороший, а кому-то нет (плохой).
Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством – способностью летать.
Подсистемы – составные части (элементы, из которых состоит система.
Надсистема – система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы:
надсистема
будущее
прошлое
система
подсистема
«Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. Выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов, линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали, плоскостная (предметы располагаются на плоскости, объёмная (предметы располагаются в пространстве).
Функция – цель, обычное назначение объекта ( ответ на вопрос: для чего нужен объект).
Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:1. Функция и противоречия в данном объекте; 2. Варианты, которыми представлен объект ( фантазирование: каких вариантов не существует); 3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?; 4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?; 5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется; 6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приёма – Ч. Вайтинг (США). Морфологический анализ – приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путём комбинации различных вариантов. Автор приёма – Ф. Цвикки (Швейцария).
Педагогическая целесообразность педагогического опыта
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Возможность создать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе программы, по которой работаем.
Таким образом, опираясь на важность и необходимость развития творческого воображения детей дошкольного возраста, мы определили направление нашей работы.
Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ, адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ, обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей;
- раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей;
-разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей;
- определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ. - определить рекомендации педагогам и родителям.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения, поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности, игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений, практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Виды деятельности при реализации проекта: игровая, изобразительная, исследовательская, проектная, коммуникативная.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Методы развития воображения и творческого мышления, которые использовали с детьми:
Метод «Мозговой штурм». (автор - морской офицер Алекс Осборн).
Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).
Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В. Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а во время анализа ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.
Творческие задачи. Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач, которые использовала в своей работе.
Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Я разработала несколько игр с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.
Методы развития речи на основе дифференцированного подхода. Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.
Пособие «Гусеничка»
Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составили загадки и оформили в виде книги «Наши загадки».
Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т. А. Сидорчук для построения загадки:
Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения.
Модели составления сказок
Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.
«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций. Наш проект «Книга сказок в подарок детскому саду» был отмечен дипломом лауреата конкурса на международной педагогической творческой олимпиаде.
Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами. Наши проекты в средней группе: «Путешествие в прошлое. Динозавры», «День космонавтики», «В мире добра», «Поможем растениям». В старшем возрасте: «Составление сказок морально - этического характера», «Учимся вышивать», «Мой подарок маме», «Мои правила сохранения жизни», «С тренажером подружись – сил, здоровья наберись», «Форма для солдат», «Окаменелости», «Книга сказок в подарок детскому саду», «Вторая жизнь ненужных вещей» - диплом за участие в конкурсе в международной педагогической творческой олимпиаде. Наши дети принимали участие в международных, городских конкурсах и неоднократно были победителями. Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей. Мною была предпринята попытка разработать серию праздников с участием родителей, созданные на основе использования методов ТРИЗ: КВН «Родители и дети», «Мы – эрудиты», «Каменный праздник», «В стране сказок». В традицию вошло проведение «Дня коллекционера» : «Киндер-сюрприз», «Фантики», «Мои модельки», «Открытки», «Одежда Барби». На своем персональном сайте выкладываю материал о проведенных мероприятиях с детьми. Все эти мероприятия сближают родителей, воспитателей и детей. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.
Психологическая целесообразность педагогического опыта
Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители). Предлагаемое нами взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. Гин С. И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Целью деятельности психолого-педагогической службы ДОУ является сохранение психологического здоровья ребенка-дошкольника, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей, осуществление диагностики коррекционного направления в воспитательной работе совместно со всеми участниками педагогического процесса.
Социальная направленность педагогического опыта
В процессе совместной деятельности и педагога и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Данный педагогический опыт помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументировано, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Данный опыт – это как условие подготовки нового поколения специалистов, способных поднять страну на новый уровень развития. Особую важность передача накопленного опыта представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной, социально необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы. В дошкольных учреждениях должны работать высокопрофессиональные специалисты, владеющие методикой приобщения детей и родителей к новым технологиям. Владение ТРИЗ технологией, а также применение инновационных разработок помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Реализация данного опыта доступна многим педагогам, желающим участвовать в нем и повышать свою педагогическую квалификацию. Это беспроигрышная возможность профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта.