Елена Муланурова
Технология «лэпбук» в экологическом воспитании дошкольников
Технология лэпбук в экологическом воспитании дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников в условиях современной жизни становится одним из приоритетных направлений. Целью экологического образования становится формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования экологических представлений. Экологические знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов будут усвоены гораздо быстрее.
Публикация «Технология „лэпбук“ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с внедрением ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
Я искала такие формы работы с детьми, которые смогут сформировать экологические знания. Для обучения и воспитания детей дошкольного возраста считаю интересным и эффективным средством технологию «Лэпбук», которое использую в своей педагогической деятельности.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Интерес детей к папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждаются в том, как много они знают.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
– информативен;
– полифункционален;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
В результате внедрения технологии лэпбук в образовательную деятельность группы я ожидаю:
– повышения познавательной активности детей;
– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышения творческой активности педагогов, родителей;
– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Цель: использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.
2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; учить классифицировать предметы, сделанные из разных материалов, на группы;
3. В игровой форме расширить знания о природе;
4. Развивать познавательный интерес детей;
5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.
6. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Преимущество лепбука:
- активизация интереса детей
- возможность проявить себя
- помощь в усвоении информации
- систематизация материалов
- присутствие мотивации
Лэпбук «Экология» наполняестя конкретной информацией, имеющей прямое отношение к теме защиты природы и бережного к ней отношения:
- экологические стихи, загадки и пословицы;
- правила поведения в природе;
- что такое экология;
- знаки природы;
- возобновляемые и невозобновляемые ресурсы;
- сроки разложения мусора;
- что загрезняет воздух;
- правила поведения в лесу;
- сортировка мусора;
- живая и неживая природа;
- тревожные факты нашего мира;
- экологические игры. Лэпбук «Экология» — незаменимое интерактивное пособие. Каждой его компонент даёт возможность сконцентрировать внимание дошкольников на определённом важном аспекте такой глобальной темы, как защита природы. Действуя с объектами, опираясь на наглядность, ребёнок усваивает важные знания, выделяет характерные свойства предметов и объектов и сам получает удовлетворение от найденного решения. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Список литературы:
1. Рыжова Н. Наш дом - природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - Москва, 1998.
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. - М. : ЦГЛ, 2003.
4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015.