Наталья Будякова
Технология «Лепка из бумаги» Н. Г. Мейстер
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование технологии "лепка из бумаги" Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Воспитатели: Будякова Н. Л.
Гнидина Г. Н.
В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. Наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в том числе и нарушения общей и мелкой моторики. В связи с чем, возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Темочки:
Одной из главных проблем в коррекционной работе с детьми с ОНР является низкая мотивация к деятельности. Ребёнок не хочет заниматься, его утомляет ежедневное выполнение традиционных заданий, что в свою очередь отрицательно влияет как на развитие его речи, так и на другие психические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, мелкая и общая моторика).
На наш взгляд, использование в коррекционной работе технологии Наталии Георгиевны Мейстер «Лепка из бумаги» предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с общим недоразвитием речи познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы.
Использование данной методики позволяет развивать не только мелкую и общую моторику, творческие способности детей, но и способствовать их самореализации и саморазвитию через художественное творчество. Превращение листа бумаги в интересную поделку дети воспринимают как удивительную игру. Занятия бумажной пластикой дают возможность детям реализовать познавательную и творческую деятельность.
Искусство делать плоский лист объемным называется бумажной пластикой. Бумажная пластика — занятие творческое и многогранное и не требует больших материальных затрат. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить, можно аккуратно сложить, и небрежно смять. Это, пожалуй, знают все, но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.
Моделируя из бумаги и создавая форму за счет объема на плоскости, учитывая пространственное видение, образ и стиль ребенок познает свойства и структуру разных форм и величин, расширяет знания об окружающем мире, знакомится со свойствами бумаги.
В процессе работы у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности, самоконтроль, стремление и настойчивость достичь качественных результатов. Изготовление поделок из бумаги требует от ребенка ловких действий, проявления воображения и смекалки.
Цель – развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования методики «Лепка из бумаги».
Исходя из поставленной цели, нами были обозначены следующие задачи:
- развивать у детей мелкую моторику рук, чувство пластики, координацию движений рук, глазомер;
- развивать творческие и художественно-эстетические способности, обогащать сенсорные впечатления;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Способы работы:
1. Сминание. Данный способ направлен на развитие крупной моторики рук, конструкторских умений и навыков, развитие внимания, памяти, воображения
Из простых бумажных салфеток делаем комочки, а затем соединяем их в поделку. Размер комка зависит от количества салфеток. Для получения комка берётся одна салфетка, мнётся, а затем катается двумя ладонями. Чтобы получить комок большего размера, берётся следующая салфетка, мнётся, в середину данной салфетки вкладывается первый комок. Для крепления частей используется клей ПВА.
2. Бумагокручение. Направление этого способа - развитие мелкой моторики рук, конструкторских умений и навыков, формирование пространственного мышления; умение добиваться конечного результата. Бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции.
3. Объёмные формы из сминаемой бумаги. Этот способ направлен на работу со всеми видами бумаги не используя ножницы. Развивает у детей крупную моторику рук, внимание, воображение, память. В данном случае мы продолжаем работать способом сминания, но используем для поделок различные виды бумаги (газеты, фольгу, обёртки от конфет, бумагу для рисования, цветную бумагу). Создание поделок из бумаги доставляет ребенку огромное наслаждение, чувство радости. Дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками. Созданные детьми поделки используются как атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр, игр – драматизаций.
Из обычного листа белой бумаги можно «слепить» волшебную сказку, в которой есть и забавные животные, и веселые человечки, и говорящие цветы, и деревья. И попасть в неё может даже взрослый человек!