Ольга Гаврилова
Технология дифференцированного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Автор: Гаврилова О. В.
Организация: МБОУ Арбатская СОШ
Сегодня существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации. «Нет учеников хороших и плохих– они разные». Именно с этой мыслью нужно подходить к своей педагогической деятельности.
Публикация «Технология дифференцированного обучения» размещена в разделах
Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.
Технология уровневой дифференциации была разработана московскими и ленинградскими педагогами в середине 80-х годов XX века.
Внутренняя (уровневая) дифференциация — совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.
Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.
Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока.
• объявляется тема (например, дефис в наречиях, в течение 10-15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием;
• на следующем уроке ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте проверочную работу;
• на третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.
Теперь учащихся можно разделить их на группы :сильные, средние, слабоуспевающие ученики – группы С,В, А.
1 группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.
2 группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа (А) – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы С (сильных учеников, они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.
Далее работа проводится с учащимися группы А с использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы, возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания, а не заслушивание одного представителя от группы.
Необходимым условием данной методики является дифференциация материалов учебника, в котором содержится информация различной степени сложности:
• для самостоятельных наблюдений;
• для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы;
• теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания;
• материал для обязательного заучивания;
• сведения, имеющие сугубо практическое значение.
Следует по-разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, учитывая их интересы и способности. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений. При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведёт к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории языка, у школьников воспитывается интерес к предмету, расширяется кругозор. Этому способствуют и упражнения с пометой «На уроке истории (биологии, географии, иностранного языка)». После знакомства с подобным материалом можно предложить ученикам дополнительные поиски информации. Слабоуспевающему ученику увеличить срок подготовки, но обязательно проконтролировать исполнение и дать оценку.
На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь наиболее важен учёт работоспособности и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:
а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;
б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
д) осуществление оперативной обратной связи;
е) соблюдение педагогического такта.
Наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий.
Лучше составить 2-3 варианта заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разные виды разбора- фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее предназначаю задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-задания.
Варианты заданий, использованные на уроках.
5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями
по теме «Второстепенные члены предложения»
1. 1. Словарно-орфографическое задание
Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.
Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.
Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко (л,лл)ичество осадков,
обл…котиться, точ (ь)ный, защ…щать пл…нету,про…ьба, сож…ление,
иску (с,сс)тво, пишу в тетрад, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду
береч, летуч…я мыш…, с…ежится от холл…да.
1. 2. Синтаксический разбор предложений
Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.
Лес пахнет дубом и сосной.
Угрюмо бор гудит.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Москва – столица России.
Уровень В. Разбери предложения уровня А +
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай им характеристику.
Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
Летний вечер тих и ясен.
Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Язык это путь цивилизации и культуры.
Дифференцированные задания с использованием упражнений и заданий учебника
Фрагмент урока по теме «Дополнение»
1. 1. Творческая работа. Уровень С)
(разноуровневые задания выполняются одновременно, перед выполнением работы проводится инструктаж)
Русский язык. Повторение. Имя существительное
Самостоятельная работа для 6 класса с дифференцированными заданиями
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Выполните одно из заданий после текста.
Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог уплыть только раств…рялся нежными з…л…тистыми пятн…ми. Он ехал м…стами, изогнутыми в виде ар…к.
(С)низу или с другого берега они к…зались кошками, выг…бающими перед прыжком ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда, на каждом м…сту распо л…агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар…банах курили тру…ки играли в карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал.
А Выпишите 2-3 существительных, определите их склонение. Разберите по составу любое слово из текста, в котором 3 слога.
В Выпишите 2-3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по составу. Разберите 1-ое предложение.
С Выпишите из текста существительные, которые не изменяются по числам, определите их склонение. Найдите в тексте нераспространенное предложение и преобразуйте его в распространенное.
---
---
9 класс. Сложное предложение. Контрольно-обучающая работа.
С потушенными фарами отъезжаю далеко от берега реки. Около перевернутой бочки ко мне подбегают трое молодых парней и просят помощи, но тут их настигают нападающие и грубо валят на землю. А может, их было уже не трое, а всего двое.
Я не обращаю на них никакого внимания. Стараюсь ехать как можно медленнее, и машина, точно проходя испытание на прочность, вся дрожит и воет, готовая вот-вот развалиться. Если она сорвется в кювет и здоровенный камень пропорет ей брюхо — тогда конец. Но, не доезжая до редких зарослей ивы, я сталкиваюсь, как и предполагал, со второй копошащейся толпой. Это те, кто утащил женщин. Я еще больше сбавляю скорость и, когда преследователи, уверенные, что настигают меня, подбегают почти вплотную, круто поворачиваю и, направив машину к подъему на насыпь, нажимаю на газ. Меня подхлестывает грохот, будто молотом изо всех сил бьют по мотору, стараясь разбить его на мелкие кусочки.
Все идет как будто хорошо. Большинство преследователей оставляют меня, захваченные зрелищем обряда, в котором участвовали женщины, стараясь ничего не пропустить. Поскольку фары потушены, я так и не разглядел толком, что за обряд совершался. На ум приходит лишь скользкая туша, освежеванная, разделанная и подвешенная на крюк в холодильнике мясной лавки. Фонари погашены, но зато полыхают огромные факелы, кругом царит дух истерического торжества. Потому-то на мою машину и не обратили никакого внимания. Взобравшись на дамбу, включаю наконец фары. И вдруг все тело становится точно каменным, плечи и колени онемели, в глазах темно — видно еще хуже, чем когда фары были потушены. Переключаю скорость, до упора нажимаю на газ, но машина еле движется, точно ручная тележка. Невыносимый страх леденит затылок. Постой, горелой резиной же пахнет. Ручной тормоз отпущен не до конца. Включив печку, опускаю стекло и только тогда ощущаю в переносице тяжесть опьянения. (283 слова.)
(Кобо Абэ, «Сожжённая карта», перевод В. Гривнина.)
Учащиеся получают листы с текстом, выполняют задания 1 или 2 варианта. Желающие могут выбрать вариант 3 или 4. Общее задание – расставить знаки препинания, зачеркнуть неверные варианты вставленных букв.
Учитель может прочесть текст перед его раздачей или после выдачи (в зависимости от уровня подготовки класса).
При необходимости с разрешения учителя учащиеся могут пользоваться учебниками, справочниками.
Задание:
1. Расставить знаки препинания, зачеркнуть неверные варианты вставленных букв
2. Выписать сложносочинённые предложения. Выполнить их разбор.
1. Около перевернутой бочки ко мне подбегают трое молодых парней и просят помощи, но тут их настигают нападающие и грубо валят на землю.
2. Стараюсь ехать как можно медленнее, и машина, точно проходя испытание на прочность, вся дрожит и воет, готовая вот-вот развалиться.
3. Фонари погашены, но зато полыхают огромные факелы, кругом царит дух истерического торжества.
4. Переключаю скорость, до упора нажимаю на газ, но машина еле движется, точно ручная тележка.
1. Выписать сложноподчинённые предложения. Выполнить их разбор.
1. Это те, кто утащил женщин.
2. Меня подхлестывает грохот, будто молотом изо всех сил бьют по мотору, стараясь разбить его на мелкие кусочки.
3. Большинство преследователей оставляют меня, захваченные зрелищем обряда, в котором участвовали женщины, стараясь ничего не пропустить.
4. Поскольку фары потушены, я так и не разглядел толком, что за обряд совершался.
1. Выписать выделенные предложения. Выполнить их разбор.
Список использованной литературы:
1. Селевко Т. В. Современные образовательные технологии. М 1998.
2. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития школьника. – М. ,1989. – С. 120
3. Ушинский К. Д. Методика начального обучения // Избранные произведения. – М. 1969. – С. 99
4. Лаврентьев В. В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением. //Завуч №1 2005.
5. Скрипченко Т. И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса. // Завуч №8 2005
6. Фролова Т. Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. //Русский язык в школе №5 2003
7. Яренкова Т. Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе №3 2005
8. Рыжова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников. // Завуч №8 2003