Лариса Малышева
Технология деятельностного подхода: «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Африку
С введением ФГТ мы все чаще слышим фразу " используйте деятельностный подход в обучении детей". Технологию деятельностного подхода предлагаю рассмотреть
на примере конспекта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Африку»
1 этап. Самоопределение к деятельности.
На этом этапе организуется положительное самоопределение воспитанников к деятельности на занятии, а именно: Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).
Публикация «Технология деятельностного подхода: „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
В: Дети на чем можно путешествовать? Сегодня я предлагаю Вам отправиться в морское путешествие на яхте. Что пожелаем себе, своим друзьям в этом путешествии? (воспитатель показывает знакомые буквы, дети называют слово на эту букву).
А- активности
И- интереса
Ю - юмора
У- успехов, улыбок
Е- естественности, единства.
В: А сейчас оцените своё желание познакомиться с неизвестным, новым и интересным. (+, -,) Мне очень приятно, что у всех оценка “очень хочу ”.
В: В путешествии нас ожидают трудности и новые секреты. Покажите, какими вы будете активными. (+, -)
В: Спасибо! Ребята, будем помнить: “Когда мы едины, мы непобедимы”. Я- ваш капитан, вы - матросы.
В: Где – то в джунглях, на лианах,
Где – то с южной стороны,
Обитают обезьяны,
И жирафы и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
В: Ребята, вы догадались куда мы отправляемся?
Д: Да. Мы сегодня отправляемся в Африку.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Этот этап предполагает, во-первых, подготовку детей к проектировочной деятельности; актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций.
В: Что вы знаете об Африке? (самое толстое дерево баобаб, самая длинная река Нил и т. д.) Какие звери живут в Африке?. (лев, тигр, слон, обезьяна, верблюд, бегемот и др).
Звучит музыка. Дети изображают яхту под музыку.
В: Внимание, внимание яхта села на мель! Все по местам! В радиорубке отправьте срочно предложение «Яхта села на мель». Вова ты радист. Выложи схему предложения на доске: «Яхта ела на мель». (Дети проверяют и оценивают +, -)
В: А теперь проведите звукобуквенный анализ предложения. Приготовьте фишки для звукового анализа, кассы, указки.
(Дети читают получившееся предложение: Яхта села на мел).
В: Мы отправляли текст «Яхта села на мель», а у нас получилось «Яхта села на мел». В каком слове ошибка? (мель)
3 этап. Постановка учебной задачи. На этом этапе педагог помогает детям соотносить действия с используемым способом действий. Организует коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы занятия.
В: Почему у нас получилось слово мел, а не мель?
Д: Нужно поставить еще одну букву мягкий знак.
В: Какой еще один секрет звуков и букв мы узнаем?
Д: Мы познакомимся с мягким знаком.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). На этом этапе педагог предлагает детям самим выбрать метод разрешения проблемной ситуации, используя: коллективную деятельность детей в форме: подводящий диалог, побуждающий диалог. В завершении устанавливается, что поставленная задача решена.
В: У меня есть секрет, а какой не скажу.
Лучше всем вам сейчас я его покажу.
В: Назовите гласные буквы, которые приходят на помощь мягкому согласному звуку?
Д: Я,Ю,Е,Ё,И.
В: Какую работу они выполняют? (мягкости)
В: Какая гласная буква стоит в слове «мель» после мягкого согласного звука (ль? (её нет)
В: Как же быть? Смягчить надо, а гласной буквы нет?
Д: Надо поставить мягкий знак.
В: «Мягкий знак слывет тихоней.
И лентяем, и засоней.
Не шумит он, не болтает,
Молча с буквами играет.
Если к букве прислонится.
Сразу буква размягчится.»
В: Какой вывод вы сделаете о мягком знаке?
Д: …
Физ. минутка
В море быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
5 этап. Первичное закрепление. На этом этапе воспитанники решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.
В: По правому борту проплывает танкер. Знаете ли вы, какое судно так называют?
Д: ответы детей
В: Прочитайте, что танкер везет? (угол… и нефт) Какую новую букву нужно поставить в конце каждого слова? Почему?
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Используются индивидуальные формы работы: самостоятельное выполнение заданий, осуществляя самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. На этом этапе развивается познавательная деятельность детей.
В: Капитан танкера обращается к нам за помощью. У каждого из вас лежит шифровка. Найдите среди букв новую букву «ь» и подчеркните ее. А теперь поменяйтесь с соседом шифровками и проверьте друг у друга.
(Дети меняются работами и проверяют работу у соседа - взаимопроверка).
7 этап. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости включаю задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих занятиях.
Дети называют слова, в которых пишется мягкий знак. Воспитатель с детьми обсуждают все варианты названных слов детьми, выбирают правильный вариант.
8 этап. Рефлексия деятельности (итог занятия). На данном этапе организуется самооценка воспитанников, их деятельности на занятии. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
В: Ребята, оцените, на сколько вы были активны в путешествии? +-
В. : Ребята, я согласна с вашей оценкой и ставлю вашей активной работе высокий уровень. Давайте подведём итог. Какой новый секрет вы узнали?
Д. : Мы узнали …
В: Кто дома маме сможет рассказать о нашем секрете?
В: Когда испытывали трудности?
В: Как ощущали себя в плавании?
В: Наше путешествие подошло к концу, но секреты еще не закончились. Я благодарю вас за старание. Будьте здоровы! До новых встреч!
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что дети, приходя в первый класс сумеют переходить от решения системы поставленных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознанию и решению встающих в ней задач.