Юлия Русяева
Технологический подход в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогической науке не существует единого мнения о понятии «образовательные технологии». При изучении литературных источников по теме мы сталкиваемся с различными трактовками данного термина.
Некоторые из них представлены в работах Г. К. Селевко. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы. По мнению исследователей Брянского государственного университета, педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Чупрасова В. И. отмечает, что в документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Публикация «Технологический подход в образовании» размещена в разделах
Существование такого разнообразия определений не удивительно, ведь понятие «образовательные технологии» можно рассматривать с точки зрения нескольких аспектов. Во-первых, научного, который представляет образовательные технологии в виде составляющей части педагогической науки, разрабатывающей методы, формы и содержание обучения; во-вторых, с точки зрения процессуально-описательного аспекта, который предполагает описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; ну и в-третьих, с точки зрения процессуально-действенного аспекта, который рассматривает образовательные технологии как осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, образовательные технологии функционируют и в качестве науки, исследующей различные пути образовательного процесса, и в качестве системы теоретического планирования способов, принципов и предполагаемых результатов обучения, и в качестве реального процесса обучения.
По ходу разработки огромного количества различных видов образовательных технологий, у ученых нарастала необходимость распределить их по группам с учетом объединяющих признаков. Таким образом, на свет появились классификации, помогающие нам получить более широкое представление о сущности образовательных технологий, о критериях выбора и об особенностях применения последних в целенаправленном педагогическом процессе. Итак, рассмотрим в общих чертах некоторые классификации образовательных технологий, используемые в современной системе образования, выделенные академиком МАНПО, профессором, кандидатом педагогических наук Г. К. Селевко.
Так как философия, образно говоря, является «матерью всех наук» и содержит в себе методологические основы педагогики, начнем с классификации на философской основе, в которой отражаются взгляды представителей философских школ различных направлений и временных периодов.
На философской основе образовательные технологии делятся на :
• материалистические и идеалистические;
• диалектические и метафизические;
• сциентистские и технократические;
• гуманистические и природосообразные;
• прагматические (рационалистские и экзистенциалистские);
• антропологистские (фрейдистские и религиозные);
• коэволюционные (русский космизм и эзотерические).
Так же при классификации учитывается ведущий фактор развития, который предполагает деление всех образовательных технологий на биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские.
По характеру содержания и структуры образовательного процесса технологии подразделяют на :
• светские и религиозные;
• общеобразовательные и профессионально-ориентированные;
• гуманитарные и технократические;
• воспитательные (валеологические и экологические);
• общекультурные и конкретно-предметные;
• жестко-стандартные и адаптивно-вариативные;
• разносторонние.
Никогда еще образовательный процесс не обходился без средств обучения, являющихся носителями учебной информации и инструментами деятельности педагога и обучающихся. Следовательно, образовательные технологии также классифицируют по преобладанию тех или иных видов средств обучения. В связи с этим выделяют: вербальные, аудио-визуальные, программированные, компьютерные, спутниковые технологии [24, с. 84].
Не всегда педагогическое воздействие направленно на категорию нормально развивающихся детей. В настоящее время образование охватывает также детей и взрослых с различными проблемами в физическом и психическом развитии, и было бы не эффективно использовать одни и те же образовательные технологии для лиц, с существенно отличающимися возможностями усвоения учебной информации. Из этого последовала необходимость классифицировать образовательные технологии по категории объектов педагогического воздействия, в которой выделяют: технологии массового образования, продвинутого образования, компенсирующие технологии, технологии работы с проблемными детьми, виктимологические, андрогогические и пенитенциарные технологии.