Ольга Иванченкова
Технологическая карта «Знакомство с шахматными фигурами «Я — Ладья» в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с шахматными фигурами
«Я –Ладья»
Технологическая карта по дополнительному образованию
Обучение игре в шахматы
На тему: «Я-Ладья»
1-й год обучения (возраст детей 4-5 лет)
Подготовила: воспитатель 1-й категории Иванченкова О. В.
Дата проведения: 20.01.2019 года
Публикация «Технологическая карта „Знакомство с шахматными фигурами „Я — Ладья“ в средней группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Педагогическая цель: формировать интерес игре в шахматы, развить внимание и логическое мышление; познакомить с боевыми единицами, участвующими в шахматном сражении; вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры; запомнить правило: «Ферзь любит свой цвет»; получит представление о первой и второй горизонталях.
Целевые ориентиры: воспитание уважения к своему партнеру; воспитывать навыки работы в коллективе.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Средства реализации : интерактивная доска, шахматная доска с шахматными фигурами
Материалы: на каждого ребенка (работают парами) раздаточный материал: шахматные доски 25х25, шахматная фигура Ладья (белого(8) и черного(8) цвета) квадрат 5х5 для вырезания, квадрат картона 3х3 (для вырезания круга, клеенки, ножницы, клей, салфетки
Используемая литература: И. Г. Сухин Шахматы там клетки черно-белые чудес и тайн полны, И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Скучно было детворе
Ранним утром во дворе,
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя. -
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре есть той ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Ребята, мы с вами уже знаем, что такое шахматная доска и шахматные фигуры, а ходите узнать как ходят шахматные фигуры на шахматном поле? Какую шахматную фигуру я вам показала? (Правильно, ладья). Познавательно-исследовательская: угадывают название игры.
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Организационно-поисковый Сегодня мы вместе с нашим знакомым Юрой и его друзьями отправимся в город Кассия и узнаем много интересного про шахматную фигуру ЛАДЬЮ.
«Юра с любопытством рассматривал дома, напоминающие огромные, величественных ферзей, скромных пешек. Вглядывался в добродушные и приветливые лица каиссиян.
- Из всех шахматных фигур самые простые правила передвижения по шахматной доске имеет ладья. С ней мы сегодня поближе и познакомимся, - сказала Розочка и повела друзей в гостиницу «Белая Ладья».
Здравствуй, дружок. Я –Ладья.
Слушай и запоминай. Играя в шахматы, противники по очереди делают ХОДЫ – передвигают свои фигуры по шахматной доске.
В начальном положении первый ход всегда делают белые. За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру. Каждая шахматная фигура передвигается по-своему.
Мы, Ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход Ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.
За два хода Ладья может добраться до любого поля. Если нам на пути встретятся другие шахматные фигуры – все равно, свои или неприятельские – перепрыгнуть через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.
- Как побить? – удивился Юра.
-ПОБИТЬ или ВЗЯТЬ означает, что шахматная фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход. Но взятие в шахматах не обязательно : можно бить, можно не бить.»
(На интерактивной доске показать ход Ладьей (белой) и взятие Ладьи (черной).
Физкультминутка
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько клеточек у нас.
Сколько белых,
Сколько черных.
В ряд стоят от a до h
Столько выполним наклонов,
Сколько пешек белых,
Сколько пешек черных.
А сейчас в ладоши хлопнем
Столько раз,
Сколько деточек у нас.
Загадай предлагает Юре решить «Загадки из тетрадки» и поспешить к слонам.
Дети поможем Юре?
-Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Вперед и назад ходит браво,
Помчится налево, направо.
Ту фигуру знаю я,
Ведь зовут ее….
Ладья торопится в поход,
Скорей найдите лучший …
-По клеткам какого цвета ходят Ладьи?
-Может ли Ладья пойти с белого поля на белое? С белого на черное? С черного на белое? С черного на черное?
Организует самостоятельную работу детей. Оказывает индивидуальную помощь при работе с с клеем и ножницами. В процессе работы напоминает, что Ладья ходит по горизонталям и вертикалям.
(Ладью белого и черного цвета делаем на кружке, чтобы можно было передвигать по шахматной доске). Познавательно-исследовательская:
Рассматривание сюжетных картинок
Речевое: проговаривают слова вместе с воспитателем
Двигательная: выполняют движения по тексту физкультминутки
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Изобразительная: изготовление Ладьи (белого(8) и черного(8) цвета)
в случае необходимости обращаются к воспитателю за помощью
Рефлексивно-корректирующий Благодарит детей за старание.
В конце занятия предлагает рассмотреть все работы и выполнить задание.
«ДИАГОНАЛЬ». Расположи две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь Ладей на шахматной доске так, чтобы ни одна их них на стояла на линии другой.
«СТУПЕНЬКИ». Как белой Ладье пробраться в противоположный угол шахматной доски?
А так же закрепить название начальное положение шахматных фигур перед началом игры в шахматы.
Изобразительная: помогают расставить свои работы на стенде.
Коммуникативная: выражают свои эмоции, выполняют задание.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое рабочее место.