Сауле Уразбаева
Технологическая карта урока литературного чтения. М. Михайлов «Лесные хоромы». 1 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе.
Учитель: Уразбаева С. К.
Тема урока : Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы»
Тип урока : урок открытия новых знаний (УОНЗ)
Цель деятельности педагога: создавать условия для формирования читательских умений.
Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения, М, Михайлов „Лесные хоромы“, 1 класс» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение, сравнивать народные и авторские сказки с похожими сюжетами; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведения.
Метапредметные: регулятивные- принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей, оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «Что я знаю и умею»; познавательные- применяют модели для получения информации, выбирают книгу на выставке по интересам, выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные- воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявляют интерес к общению в групповой работе, входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
Технологии, методы: проблемно-диалогическое обучение, проективно-исследовательская деятельность.
Ход урока
этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД время
этап1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя:
Организует включение в деловой ритм.
В класс заходит тишина
На стульях сидят шалунишки
Листают волшебные книжки
Тихо,тихо чуть дыша
Входит сказка не спеша.
Деятельность учащихся:
Подготовка класса к работе.
УУД:
Личностные :
Самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные :
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Время:1 мин.
этап2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Деятельность учителя:
Выявляют уровень знаний.
Определяю типичные недостатки.
Звучит музыка «Утро в лесу»
-Ребята, посмотрите, что это?
(домик)
А как еще можно это назвать?
-В старину такие дома называли хоромами.
Хоромы-это не только большой, но еще и богатый дом.
А если такие хоромы будут стоять в лесу, то как мы их назовем? Какие они?
Деятельность учащихся:
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
УУД:
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
Время: 2 мин
этап 3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель:
Организовать анализ учащимися возникшей и на этой основе выявить места и причины затруднения.
Деятельность учителя:
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
-Прочитайте, что у нас получилось (лесные хоромы)
-Мы уже познакомились с этим произведением на кружке.
-ребята, а вы знаете, чем спор отличается от ссоры?
-Вот сегодня работая над этим произведением мы ответим на этот вопрос.
Деятельность учащихся:
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
УУД:
Регулятивная:
целеполагание;
коммуникативные: общеучебные- самостоятельное выделение-формирование познавательной цели;логические-формирование проблемы.
Время:2 мин.
этап 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа средств их реализации.
Деятельность учителя:
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Моделирование обложки.
-Определите жанр произведения «Лесные хоромы» Что это (сказка)
-Как обозначим?
_О ком эта сказка? (сказка о животных)
-Какой заместитель мы возьмем (коричневый)
-Прочитайте, кто написал это произведение? Автор этой сказки- Михаил Ларионович Михайлов. Нарисуйте вместо фамилии автора в верхней части листочка красную рамочку.
- как Михайлов озаглавил свою сказку?
-Нарисуйте на листочке в нижней части синюю рамочку.
Работа с готовой моделью
-Покажите фамилию автора. Прочитайте: Михайлов (Детит поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию)
- Что мы читали?
_ Прочитайте название сказки. Оцените выполнение работы поставьте «+» или «-«в правом верхнем углу обложки.
Физминутка
Деятельность учащихся:
Моделирование обложки: определяют жанр и тему произведения.
Осуществляет самопроверку.
УУД:
Предметные: определят тему и жанр произведения.
Познавательные- применяют модели для получения информации
Время:5 мин
этап 5 Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решение задачи, вызвавшей затруднение.
Деятельность учителя:
Организует деятельность по применению новых знаний.
_Давайте вспомним начало сказки (Прослушивание фрагмента сказки.)
- Вспомните, что оборонил в лесу прохожий (кузовок)
- Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под №3. Что на ней изображено?
(корзиночка, кузовок, лукошко)
- Как можно использовать эти предметы? (корзиночка, кузовок и лукошко нужны для сбора ягод и грибов)
- Чем кузовок отличается от лукошка?
(корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок (как рюкзак) – за спиной.
Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни ветки, ни листья.
Деятельность учащихся:
Самостоятельная работа в тетради, осуществляют самопроверку. Учатся находить различия и сходства предметов.
УУД:
Участвуют в обсуждении, выделяют существенные признаки предметов, учатся сравнивать.
Время:5 мин
этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Деятельность учителя:
-Чем кузовок понравился мухе – громотухе – первой обитательнице кузовка (мха нашла хлебные крошки)
_ Правильно. Но кроме того она подумала «,хоромы хороши. Стану я в них жить. Здесь меня ни птица не склюем, ни дождик не намочит»
- Кто еще поселился в кузовке?
Упражнение в чтении по учебнику (стр 19)
- прочитайте, кто герои сказки?
Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки (муха – громко жужжит, комар – пискун тонко пищит, оса –пеструха носит красивую желто - черную «одежду»,которая пестрит на лету. Жигать – это значит резко, сильно, больно кусать.
Деятельность учащихся:
Дают характеристики героям
УУД:
Познавательные УУД:
Конструируют высказывание о героях сказки.
Предметные:
Дают характеристики героям.
Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении.
этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия.
Деятельность учителя:
Составление цепочки (схематического плана) событий.
Работа в группах (Даны картинки героев)
1-а группа – Выбери героев сказки.
2-я группа – Расположите героев в порядке очередности заселения кузовка (на магнитной доске)
- Первая группа проверит выполнение работы второй группы. Составьте цепочку м в порядке заселения кузовка.
Деятельность учащихся:
Работа в группах. Составляют цепочку событий.
Время:3 мин
этап 8. Включение в систему знаний. Повторение.
Цель: повторение и закрепление раннее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Деятельность учителя:
- Давайте вспомним, какие события происходят в каждой часть сказки, и сравним поведение героев.
- о чем говорится вначале сказки?
В первой части мы познакомились с героями сказки.
- Как общаются герои между собой? (учтиво, вежливо)
- Прослушайте фрагмент 2 части.
-Как общаются герои? (Они хвастаются, стараются подчеркнуть свои достоинства)
- Как называют человека, который любит хвастаться? (хвастун)
- Как вы думаете это хорошее качество?
В ответ на это у слушателей возникает недовольство. Споры о том, кто самый знатный, самый нарядный, самый голосистый, прерываются непонятным шорохом за дверью. В сказке появляется еще один герой, но кто он, герои пока не знают.
Прослушайте фрагмент 3 части.
Герои начинают опасаться того, кто шуршит снаружи, так кА он молчит. Сначала они продолжают хвастаться и пытаются сказать обидные слова, чтобы неизвестный герой откликнулся. Потом герои ссорятся из-за того, кто первым откроет тайну. Когда они догадались, что паук плетет паутину вокруг кузовка, то сильно испугались. В этот момент еще есть момент спастись. Но они опять ссорятся и выясняют,кто освободится первым. Паук в это время сплетает такую паутину, что ни самый знатный, НИ САМЫЙ НАРЯДНЫЙ,НИ САМЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ, Ни самый сильный не может вырваться из западни.
- А в жизни что бывает с насекомыми,которые попадают в паутину (погибают)
- Значит эта сказка грустная?
- Вы бы хотели оказаться на месте героев?
- Какую русскую народную сказку напомнила вам эта сказку?
- Скажите, а как иначе могла закончится сказка? Работа над проектом. (Дети дома нарисовали рисунки)
- мы тоже с вами «теремок». Мы живем в коллективе. И чтобы у нас не получилось, как в сказке, нужно жить дружно, не обижать друг друга, не драться.
Исследовательская работа.
- На занятиях мы ходили на экскурсию и наблюдали за летающими паутинками.
- почему сейчас можно встретить летающие паутины?
- Как называются паучки, которые перелетают на паутинках? (Бокоходами. Они получили свое название из-за редкой способности легко бегать и вперед, и назад, и боком)
Деятельность учащихся:
Учатся делить текст на части. Работа над проектом.
Исследовательская деятельность.
УУД:
Проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
этап 9. Рефлексия.
Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Деятельность учителя:
-Чему учит нас сказка Михайлова «Лесные хоромы»
- Оцените свою работу
Деятельность учащихся:
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, определяют свои достижения и затруднения.
УУД:
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: смыслообразование.