сухарникова елена
Технологическая карта проведения НОД по математике в подготовительной группе «Учим Буратино решать задачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Учим Буратино решать задачки»
Составила Сухарникова Е. В.
воспитатель МБДОУ «ДСКВ №118»
1. Дата проведения : март 2019 г.
2. Возраст детей: 6-7 лет
Публикация «Технологическая карта проведения НОД по математике в подготовительной группе „Учим Буратино решать задачки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
3. Вид: интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений
4. Тема: «Учим Буратино решать задачки»
5. Цель: создать условия для развития и поддержки познавательной активности детей в процессе формирования элементарных математических представлений.
6. Задачи :
Образовательные:
1. Продолжать учить детей анализировать задачи на сложение и вычитание, понимать их отличия от рассказа, загадки.
2. Формировать умение устанавливать отношения между частями задачи : условием, вопросом, решением, ответом.
3. Закреплять умение придумывать задачи-драматизации и наглядные задачи.
4. Закреплять счёт в пределах 10.
5. Закреплять умение писать цифры, арифметические знаки.
6. Учить решать задачи, осмысливать связь между компонентами и результатами арифметических действий.
7. Продолжать учить использовать палочки Кюизенера для решения задач на сложение и вычитание.
8. Закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме.
Развивающие:
1. Развивать способности складывать и вычитать числа на слух без пересчитывания.
2. Способствовать развитию у детей понимания уместности формулировки вопроса в задачах (сколько стало? сколько осталось)
3. Развивать умение правильно выбирать арифметическое действие.
4. Развивать логическое мышление.
5. Развивать умение понимать различные схематические отображения математических задач, использовать несколько графических схем для решения одной задачи.
6. Развивать сообразительность и быстроту реакции.
7. Формировать и развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля у детей во время работы в подгруппах и индивидуально.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей доброжелательность друг к другу.
2. Воспитывать умение контактировать в группах, подгруппах.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение понимать учебную задачу и правильно её выполнять.
7. Образовательная область (доминирующая) : познавательное развитие.
8. Виды детской деятельности:
*Игровая.
*Познавательно-исследовательская.
*Коммуникативная.
*Двигательная.
*Музыкальная.
9. Формы организации детской деятельности: групповая
10. Оборудование и материалы : демонстрационный: графические схемы задач, письмо от Буратино, карточки с задачами, 2 сюжетные картинки к задачам, набор цифр и знаков, мультимедийная установка, музыкальное видео «Я пойду направо».
раздаточный: карандаши простые и цветные, резинки, листочки со схемами задач, коробки с набором палочек Кюизенера, карточки с картинками + и -.
11. Предварительная работа с детьми: обучение прямому и обратному счёту в пределах 10, знакомство с составом чисел от 3 до 10, знакомство с понятиями и связью «целое-часть», знакомство с разными графическими схемами изображения задач, работа с палочками Кюизенера, придумывание задач на сложение и вычитание, решение задач с помощью разных схем.
Дети заходят в группу, встают парами:
Друг к другу лицом повернулись и улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали,
И друг друга мы обняли,
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Да, готовы заниматься.
Очень будем мы стараться! (социо- игровой прием)
В группе раздается видеозвонок с последующим видеопосланием от Буратино (использование ИКТ технологии) :
«Здравствуйте, ребята! Помните меня? Я учусь в школе, решил вам рассказать про свою учёбу. Мальвина учит меня читать и решать задачки. Читать мне нравится, а вот задачки решать не очень. Пальцы болят, а иногда их не хватает. А у вас пальцев хватает, когда вы решаете задачки?» ( прием: создание проблемной ситуации, которую надо решить сообща: почему у Буратино не хватает пальцев? Дети предлагают различные гипотезы - для чего нужны пальцы во время решения задач и приходят к выводу, что задачи надо решать не на пальцах, а в уме).
«А ещё я придумываю сам задачки, отправляю их вам в письме, решите их, если сможете».
Воспитатель и дети прощаются с Буратино. Воспитатель достаёт письмо с задачами.
1. Воспитатель: «Давайте будем решать задачки от Буратино»
Задача 1. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?» Можно решить эту задачу? Почему? (метод «Корзина идей», в ходе обсуждения приходим к выводу, что это загадка про ножницы и решать здесь ничего не нужно. Просто нужно догадаться что здесь описываются признаки ножниц)
Задача 2.«Я подарил Мальвине ромашки и васильки. Сколько цветов я подарил Мальвине?»
Можно решить эту задачу? Почему? (приё м: создание проблемной ситуации для всей группы детей, в ходе обсуждения прийти к выводу, что в условии нет числовых данных, поэтому это не задача, а просто история с вопросом). Переделайте правильно, чтобы получилась задача.
Воспитатель: «Ребята, я поняла, Буратино просто не знаком с математической пирамидкой. (Поставить картинку на доску). Что означает пирамидка? (это схема задачи). Что обозначает нижнее кольцо? (опрос про все 4 кольца пирамидки). Да, ребята, пирамидка – это схема любой задачи. Если в пирамидке не будет хоть одного колечка, она развалится или будет некрасивая. Так и с задачками, не будет хоть одной части, она не получится. Давайте дальше читать задачки Буратино и сверять с пирамидкой».
Задача 3. «Пьерро держал в руке 4 воздушных шарика, но часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Пьерро?» Можно решить такую задачу? Почему? (В ходе обсуждения прийти к выводу, что задачу решить невозможно, т. к. в ней не указано сколько шариков улетело. В условии должно быть 2 числа: 1 число указывает сколько предметов было сначала, 2 число должно подсказать что случилось дальше с этими предметами). Это задача с неправильным условием. (показать на пирамидке кольцо – условие). Переделайте условие, чтобы получилась правильная задача.
Задача 4. «С одной стороны стола поставили 2 девочек, а с другой 1 мальчика. Как зовут этих детей?» Можно решить эту задачу? Почему? ( В ходе обсуждения приходим к выводу: это задача с неправильным вопросом, в задаче должен быть вопрос «Сколько?». Показать на пирамидке кольцо - вопрос). Поставьте правильный вопрос к этому условию.
Воспитатель: Вот мы и выяснили, Буратино не умеет придумывать задачки. Придется нам отправить картинку с пирамидкой, чтобы он научился правильно придумывать задачи как вы».
Физкультминутка. Подвижная игра «Сделай так» с арифметическими заданиями (здоровьесбережение). Показывать картинку с изображением группы предметов (3-9, предлагать задания : сделай приседаний больше на одно, чем нарисовано грибочков; хлопни в ладоши больше на один раз, чем нарисовано ёлочек и т. д. Предлагать 5-6 карточек. ( социо- игровой прием: смена места деятельности детей - по всей группе)
2. Дети садятся за столы.
Воспитатель: «А еще нам необходимо рассказать Буратино про то, что мало придумать задачу, нужно правильно записать условие и вопрос задачи для того, чтобы ее правильно решить. Мы знаем несколько схем записи условия и вопроса задачи. (поставить схемы «овалы» и «квадраты».) (Рассматриваем пару схем «овалы»). Вспомните, для каких задач эта схема? (для сложения) Почему? (две части объединяются в целое, становится больше, поэтому в задаче нужно сложить части, поставить знак +). А эта схема для какой задачи? (для вычитания, от целого нужно вычесть часть, становится меньше, поэтому ставим знак -). Таким же образом рассмотреть пару схем «квадратики».
Воспитатель: «Какую же схему отправить Буратино для решения задач? А давайте проверим, по какой схеме быстрее и легче решить задачу».
Предложить детям карточки «плюсы» и «минусы». Разделить на 2 компании ( социо- игровой прием: деление на подгруппы с помощью карточек, смена места деятельности детей). Каждой компании предложить свою пару схем на отдельных столах (работают стоя у столов).
Воспитатель: «Задача одна на всех и я её не расскажу, а покажу (показать сюжетную картинку для задачи на сложение). Но я могу рассказать только или условие или вопрос. Выбирайте». (Рассказать либо условие, либо вопрос к задаче).
Каждая компания записывает условие и вопрос задачи по одной схеме. После выполнения сделать вывод, по какой из схем быстрее записать задачу. Выложить решение задачи цифрами. Таким же образом поработать с парой схем на вычитание. Задача на вычитание аналогичного содержания и тоже по сюжетной картинке.
Воспитатель: «Вот мы и выбрали схему для Буратино, чтобы он учился записывать условие и вопрос задачи. Чем правильнее будет запись, тем легче решить задачу».
Физкультминутка. Подвижная игра с ускорением «Я пойду направо». (здоровьесбережение, эмоциональная разгрузка, социо- игровой приё м: смена места деятельности – по всей группе)
3. Предлагаю детям занять места за столами, объединившись в пары с помощью карточек с числами. «Найди смежное число» (от 1 до 20) (социо- игровой приё м: деление на микрогруппы по условию, смена места деятельности детей - за столами) Воспитатель: «А еще задачу можно записать на числовой линейке. (Показать схему- линейку.) каждый шаг линейки равен одному. Условие задачи, т. е. то что мы знаем, подчёркиваем синей дугой, а вопрос, т. е. то что надо узнать, подчёркиваем красной дугой. Посмотрите на схему и выберите картинку-задачу именно для этой схемы». Дети находят на доске нужную картинку и объясняют свой выбор (задача на сложение). Таким же образом работаем со второй схемой на вычитание. А теперь придумайте свою задачу. (Дети придумывают задачи- драматизации и записывают условие на числовой линейке) (метод «мозгового штурма»). Запишите решение и ответ под линейкой цифрами. (Решаем 2 задачи-драматизации.)
4. Воспитатель: «Посмотрите, у вас на столах стоят коробочки с палочками. Давайте поработаем с палочками. Сначала построим лесенку, чтобы вспомнить значение каждой палочки. Будем строить лесенку и помогать себе стишком. (Рассказываем стихотворение о палочках и выполняем двигательное упражнение «Лесенка» стоя за стульчиками) (здоровьесбережение, социо- игровой прием: смена партнера по игре по желанию детей). А сейчас слушайте задачи и выкладывайте нужную палочку. (Решаем задачи на нахождение взаимосвязи между числовыми значениями).
а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому: «Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»;
б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому: «Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»;
в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности: «Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?»;
г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности: «Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?».
Проверять правильность выбора той или иной палочки, поощрять активность детей.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, справились с трудными задачами. А какой способ решения задачи вам понравился больше всего? А какой понравился бы Буратино, как вы думаете? Давайте отправим Буратино письмо и положим в него все схему решения задач, пусть Буратино сам решит какой из способов лучше». Предложить детям помочь воспитателю написать письмо Буратино после занятия.