Надежда Карпова
Технологическая карта письма и развития речи по теме «Не» с глаголами» в 9 классе
▼ Скачать + Заказать документы
государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Технологическая карта урока письма и развития речи
в 9 классе по теме «Не с глаголами»
Учитель: Карпова Надежда Васильевна
2021
Технологическая карта урока
Учитель Карпова Н. В.
Предмет Письмо и развитие речи
Класс, количество человек 9, 8 чел.
Публикация «Технологическая карта письма и развития речи по теме „Не“ с глаголами“ в 9 классе» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Тема Не с глаголами.
Тип урока Комбинированный
Цель урока Создание условий для познавательного интереса на основе закрепления знаний о написании частицы не с глаголами.
Задачи урока Дидактические: закреплять учебные навыки в написании и объяснении раздельного и слитного написания «не» с глаголами, развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил, зрительное внимание при списывании с текста.
Коррекционные: корригировать и развивать познавательную деятельность обучающихся через формирование зрительного восприятия и логического мышления; умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению
Формируемые БУД Личностные результаты БУД: формировать желание учиться, умения адекватно оценивать свою деятельность.
Регулятивные БУД: осуществлять самоконтроль готовности к уроку и самоорганизации внимания; осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний; определять цели учебной деятельности.
Познавательные БУД: находить ответы на вопросы, используя ранее изученную информацию; ориентироваться в своей системе знаний; осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные БУД: слушать и понимать речь учителя, вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.
Предметные БУД: научатся грамотно писать частицу «не» с глаголами, получат возможность научиться каллиграфичному письму.
Оборудование Учебники, мультимедийная презентация, дидактические карточки, рабочая тетрадь, таблицы
Планируемые результаты Знать: что такое глагол
Уметь: правильно писать «не» с глаголами
Этапы урока (время, цель) Деятельность учителя Деятельность обуч-ся
Орг. момент. (2 мин)
- формировать способность к самоорганизации. Проверяет готовность к уроку
-Добрый день! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся, друг другу и начнем наш урок. -Настраиваются на работу.
-Проверяют свою готовность к уроку.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия (3 мин.)
- нахождение ответов на вопросы, используя ранее изученную информацию
Проверка домашнего задания
-организовать проверку домашнего задания
Подготовка к изучению нового материала
-обеспечить правильное восприятие материала; дать обучающимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала
Сообщение темы урока
Работа с учебником (правило)
Физминутка (3мин)
-снятие утомляемости на уроке.
Упражнения на закрепление раздельного написания частицы «не» с глаголами
-закрепить полученные знания о правописании частицы не с глаголами
Работа по карточкам
-организовать работу по индивидуальным карточкам на закрепление материала
Игра на закрепление.
Итог.
Домашнее задание:
-разъяснить обуч-ся методику выполнения дом. задания.
Рефлексия.
-организовать самооценку деятельности обучающихся на уроке. Прочитайте слова. Вместо вопросительного знака поставьте подходящие буквы. Ответ обоснуйте, докажите.
Зима – с. (сущ-е)
Зимний – п.
Зимует -?
Приехал – е. (ед. ч.)
Рисовали – м.
Отнесла -?
Читает – н. (наст)
Улыбается – 3. (3л.)
Смеяться – н.
Что повторили этим заданием? (части речи, как изменяется глагол).
-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
1. Что обозначает часть речи глагол?
2. На какие вопросы отвечает часть речи глагол?
3. Какие действия называет глагол?
1) -Что вы видите на картине?
-Какое действие глагола здесь наблюдаем
2)-Что вы видите на этой картине?
-Какое действие глагола здесь наблюдаем?
3) -Что вы видите на этой картине?
-Какое действие глагола мы здесь наблюдаем?
4)- Что вы видите на этой картине?
Какое это действие глагола?
5) -Что вы видите на этой картине?
-Какое это действие глагола?
6)- Что вы видите на этой картине?
-Какое это действие глагола?
-Давайте еще раз прочитаем, какие действия глаголов бывают.
- Для чего нужны глаголы?
Упр. 159.
-Продолжи мысль в предложении.
Чтобы получить хорошую оценку, нужно … (выучу правила правописания).
Чтобы иметь друга, необходимо …
(самому научиться дружить).
Чтобы быть интересным собеседником, надо … (постараться побольше читать интересных книг).
-Назовите глаголы, которые имеют неопределенную форму.
-А теперь послушайте стихотворение про одного мальчика.
Я хорошим быть старался.
Я с девчонками_ подрался.
-Как вы думаете, ребята, станет ли мальчик хорошим, если будет драться с девочками?
-Для этого исправьте стихотворение так, чтобы мальчик стал хорошим.
-Ребята, посмотрите, какой глагол изменил смысл предложения.
-Все верно. Посмотрите, у этих глаголов противоположный смысл. А как это получилось? Что нам помогло?
-Правильно, частица НЕ. Сегодня мы об этом и поговорим.
-Ребята, попробуем определить тему сегодняшнего урока:
«Не с глаголами»
Сегодня вам надо научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.
-Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 124.
Работа по учебнику.
Упр. 161.
-Записать пословицы, исправляя недочёты. Подчеркните глаголы частицей не.
(Упражнение выполняют у доски).
Самостоятельная работа.
-Посмотрите на экран, прочитайте глаголы.
Выручить, помогать, жаловаться, обманывать, жадничать, доверять, подружиться, скандалить, сплетничать, обижать, защищать, хвастать, обижать, подружиться.
-Какие глаголы лучше писать с частицей НЕ?
-Послушайте, глагол «помогать», как ее лучше написать - частицей «НЕ» или без? - «помогаю, не помогаю».
-Верно, помогать – это хорошо, а не помогать – это плохо. Мы должны помогать друг другу, когда в этом нуждаемся.
-А теперь, скажите, как вы будете писать НЕ с глаголами?
- Верно, самостоятельно выберите все глаголы, которые лучше написать с частицей «НЕ» и перепишите их в тетрадь. А к доске пойдет работать….
-Прочти, какие глаголы ты выбрал и записал?
- Взаимопроверка
(Работу выполняют по группам, дифференцировано)
- Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет).
- Как пишется она с глаголами?
- Запишите в тетрадь только глаголы с частицей не, подчеркните орфограмму.
- А вот я знаю слова-глаголы, которые с НЕ пишутся слитно. А вы знаете? (Негодовать, нездоровится, недоумевать, невзлюбить, неволить)
-Работа по группам.
1-группа:
Правила поведения на уроке.
1. Опаздывать на урок.
2. Разговаривать на уроке.
3. Мешать соседу по парте.
4. Рисовать на парте, стуле.
5. Жевать после звонка.
-Вставить в предложения частицу не.
2-группа:
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.
-Выписать из текста 2-3 предложения с частицей не
3-группа:
Чтобы солнце не остыло,
Не померкла бы луна,
Чтобы звёзды не погасли
И кружилась бы земля,
Ты не злись и не ругайся,
Ты друзей не обижай!
-Списать стихотворение, подчеркнуть не с глаголами.
Самопроверка.
(Задания на экране)
- А сейчас поиграем в игру, в которой мы узнаем, какие еще глаголы с частицей НЕ характеризуют хорошего и порядочного человека.
Игра называется:
«Скажи по - другому».
-Посмотрите ребята, вам даны выражения, которые вы должны заменить глаголом с отрицательной частицей НЕ.
-Например:
Не давать стрекоча - не убегать.
Не вешать голову - не унывать.
Не чесать языком -не болтать.
Не водить за нос - не обманывать.
-Соберите выражения из 2-х карточек :
Не задирать нос – не зазнаваться.
Не повышать голос -не кричать.
Сидеть сложа руки – не работать.
Д/ задание:стр. 124, упр. 160 (по группам, объяснение.
-Молодцы ребята, давайте мы с вами тоже будем поступать, как порядочные люди и никогда не будем совершать плохих поступков.
-Наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним, как пишутся глаголы с частицей НЕ?
- Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ?
Выставление оценок, мотивируя их.
- Молодцы, спасибо за урок! -Глагол обозначает действие предмета.
-Глагол отвечает на вопросы
Что делать?
Что сделать?
-Глагол называет
действия движения, труда, звучания, речи, цвета, чувства и поступков.
-На картине девочка бежит. Наблюдаем действие глагола – движение.
-На этой картине звонок звенит
-Это действие глагола – звучание.
- На этой картине люди разговаривают.
- Это действие глагола - речи.
-Повар варит.
- Это действие глагола – труда.
-На этой картине мы видим, как мальчик грустит
-Это действие глагола чувства.
-Трава зеленеет.
– Это действие глагола - цвета.
(читают по слайду)
-Глаголы нужны, чтобы понять, какое действие совершает предмет.
-выполняют задание учителя
Я хорошим быть старался.
Я с девчонками НЕ дрался.
-Глагол подрался заменили глаголом не дрался.
-Появилась частица «НЕ»
-Определяют тему урока
-Читают правило
-Выполняют упр-я на коррекцию зрения, кисти рук
выполняют
-Практическую работу,
-Осуществляют контроль результатов ранее полученных знаний
-Совершенствуют навык письма механического списывания
-Не с глаголами будем писать раздельно.
(Записывают в тетрадях).
Не обманываю, не нагрубить, не жадничать,
(Дети сравнивают, проверяют)
-Дети читают их на экране
-Выполняют задание
-Оценивают результаты своей работы.
-Анализируют работу класса в целом.