Ольга Пантюкова
Технологическая карта НООД «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в прошлое счетных устройств" подготовительная к школе группа
Цель: Формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего-то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).
Публикация «Технологическая карта НООД „Путешествие в прошлое счетных устройств“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Психолого-педагогические задачи:
Обучающие задачи:
познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
расширить знания детей о разнообразии счётных устройств;
активизировать познавательную активность детей.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес к истории счётных устройств;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к истории счётных устройств;
воспитывать любознательность, умение работать сообща, в группах.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации непосредственной образовательной деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Форма работы с детьми: фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, практический.
Приё мы: показ, беседа, вопрос, художественное слово, рассматривание иллюстраций.
Планируемые результаты:
ребенок проявляет любознательность, интерес к деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;
активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
умеет слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
умеет пользоваться при помощи взрослых источниками информации;
умеет по примеру анализировать, делать вывод, умозаключение;
умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
Действующее лицо: Экскурсовод
Материалы и оборудование: Презентация "Музей счетных устройств", картинки счетных устройств, камешки, веревочки, шишки, счеты, калькуляторы, ноутбук, листы для рисования, простые и цветные карандаши, компьютер, проектор.
Ход работы
1 часть – вводная организационный
Цель: Сосредоточение детей на деятельности, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.
Создание образовательной ситуации Мотивация детей на предстоящую деятельность
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и встают в круг. Внимательно слушают и эмоционально положительно настраиваются на предстоящую деятельность
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга:
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и здороваться начнем!
Ребята, совсем скоро вы идете в школу.
- Вы всё умеете, что нужно для поступления в школу?
-Что вы умеете?
Дети: индивидуальные ответы детей
-Тогда скажи: сколько будет семь умножить на семь?
-Что же нужно, чтобы решать такие сложные примеры?
Дети: Предполагаемые ответы детей
2 часть – основная содержательный
Цель: Повторение пройденного и подведение к восприятию новых знаний, систематизация имеющихся знаний детей в совместной деятельности.
Воспитатель: Верно, ребята, вам предстоит в школе узнать много нового и интересно, в том числе о том, как решать такие сложные задачи. А сегодня я предлагаю вам отправиться в Музей счета.
- Ребята, а вы знаете, как люди раньше считали? Хотели бы узнать?
Дети: предполагаемые ответы детей
Проходите, сегодня я буду вашим экскурсоводом.
На экране появляется заставка «Музей счетных устройств».
Экскурсовод: Проходите в первый зал нашего музея. В древние времена первобытные люди не умели считать. Но нужно было считать добычу, запасы.
-Как вы думаете, с помощью чего считали первобытные люди?
Ребята, обратите внимание на первый экспонат (рука).
Он как-то может быть связан со счетом?
Дети: предполагаемые ответы детей
Действительно, в доисторические времена именно пальцы были первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.
-Как вы думаете, удобно было считать? Почему?
- Ребята, а что люди могли считать на пальцах рук и ног?
Дети: ответы детей
Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешков, бусин и ракушек. Посмотрите на второй экспонат (камни, ракушки, палочки, шишки).
-Как вы думаете, почему эти экспонаты находятся в Музее счёта?
Дети: индивидуальные ответы детей
Правильно, когда люди поняли, что пальцев рук и даже ног не хватает для счета, они стали использовать все представленные здесь предметы.
Пройдёмте за мной дальше! Обратите внимание на следующий экспонат (веревки).
-Как думаете, веревку можно использовать для счета?
Дети: ответы детей
Ребята, индейцы племени Майя придумали завязывать множество узелков на веревке и поэтому такой способ называется «узелковые счеты» (воспитатель сопровождает слова показом).
-Как вы думаете, как же считать такими счётами?
Давайте попробуем вместе. (дети действуют по показу воспитателя)
- Сколько у кошки хвостов? (один узелок - показ воспитателя).
Выполните ответ на вопрос узелками:
Сколько у кошки ушей?
А сколько лап у кошки?
Здорово у вас получилось использовать узелковые счёты! Молодцы!
А я прошу вас пройти дальше! На свет появились другие счетные устройства. Ребята, попробуйте его отгадать:
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук.
Знаете, как оно называется?
Дети: ответы детей
Правильно, следующий наш экспонат -счеты
-Что это за счетное устройство?
- Кто знает как устроены счеты?
Дети: индивидуальные ответы детей
Счеты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.
-А для чего они нужны?
Дети: ответы детей
Кто знает, как с помощью них считать? А дальше? (показ воспитателя счета десятка на 2 ряду).
-Вы где-нибудь видели такое счетное устройство?
Дети: индивидуальные ответы детей
Ребята, ваши бабушки и дедушки видели, как продавцы считали на счетах, когда что-то продавали в магазине. В настоящее время они используются очень редко. Прежде чем идти дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкульминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Переходим к следующему экспонату (калькулятор). Около тридцати лет назад ученые изобрели совершенно новое счетное устройство. Ребята, чтобы считать большие цифры на счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели машину вы, наверно, знаете.
Что- то бабушкины счеты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый…
Конечно, это калькулятор.
-Знаком он вам?
Дети: ответы детей
- Как вы думаете, чем калькулятор отличается от всех предыдущих? Какие знакомые значки вы видите на калькуляторе? (Показ картинки)
Дети: индивидуальные ответы детей
Действительно, это электронное устройство и на нем можно выполнять различные действия.
-Может кто-то знает, какие действия можно выполнять на калькуляторе?
Дети: индивидуальные ответы детей
Правильно, сложение, вычитание, деление, умножение и даже решать сложные примеры и задачи.
-Кто попробовал считать на калькуляторе?
-Хотите решить простой пример? Сколько будет 6+3? Как узнать ответ?
А теперь подойдем к последнему экспонату.
Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство будет следующим :
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же.
Почему здесь представлен компьютер?
- Чем компьютер отличается от калькулятора?
Дети: индивидуальные ответы детей
Правильно, на калькуляторе можно только считать, а на компьютере можно ещё и сохранить информацию.
Вот такие экспонаты собраны в нашем Музее счёта. А ещё в нашем музее есть игровая площадка.
-Хотите на ней поиграть? Проходите!
Первая игра такая: нужно решить задачу с помощью предложенных вам средств (ракушки, камни, рука, веревки, палочки, счеты, калькулятор).
Детям раздаются карточки с изображениями счетного материала. (Дети выбирают тот счетный материал, которым они хотят работать).
Итак, послушайте первую задачу:
Три пушистых кошечки,
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало? ( Ответ:4)
Вторая задача, слушайте внимательно.
Четыре спелых груши на ветке качалось.
Две груши снял Павлуша, сколько груш на ветке осталось? ( Ответ: 2).
Молодцы, справились.
А следующая игра называется "Что было, что будет?".
В конверте много картинок. Вам необходимо разложить картинки на ленте времени по порядку, так, как они создавались во времени: что было сначала, а что потом?
Задание будете выполнять двумя командами. Дети за первым столом - 1 команда, дети за вторым столом - 2 команда. Каждой команде дается один конверт и лента времени. После выполнения задания организуется взаимопроверка (на ленте времени остается место).
-Ребята, как вы думаете, почему на ленте осталось пустое место? Чего-то здесь не хватает?
Дети: предполагаемые ответы детей
Да, история счетных устройств на этом не завершена. Возможно, когда вы вырастете, то придумаете новое счетное устройство, которыми будут пользоваться люди.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
3 часть – заключительная
Цель: Выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Воспитатель: А в заключении давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Что вы видели в музее счета? Какое было самое первое счетное устройство? Какие счетные устройства вы еще запомнили? Вам понравилась экскурсия, ребята? Что вам особенно запомнилось? Что вам было интересно, а что вызвало затруднения? Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?
Дети: (Индивидуальные ответы детей). Дети рассказывают, что они сегодня делали.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Воспитатель: Я предлагаю вам пополнить музей счета вашими рисунками счетных устройств будущего! Проявите свою фантазию и воображение и нарисуйте «Счетное устройство будущего!»
Ваши работы пополнят музей счетных устройств, и мы обязательно покажем их малышам.
Дети: Рисование по замыслу карандашами