нина Бузанова
Технологическая карта НОД «Новая Красная Шапочка» с использованием приемов технологии ТРИЗ
▼ Скачать
Технологическая карта организации НОД с использованием приемов технологии ТРИЗ.
МБДОУ детский сад «Чебурашка»
Группа: подготовительная группа
Воспитатель: Бузанова Нина Габдулловна
Тема: «Новая Красная Шапочка»
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Интеграция видов деятельности: Познавательная, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, восприятие художественной литературы.
Публикация «Технологическая карта НОД „Новая Красная Шапочка“ с использованием приемов технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Цель: Создание условий для развития творческого воображения и развития речи на основе элементов ТРИЗ.
Задачи: Формировать диалогические формы речи; стимулировать речевое творчество детей; развивать у детей логику мышления. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками; воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Форма организации: Подгрупповая, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
-воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
-используют развернутые формы речи для выражения мыслей, чувств и желаний.
-проявляют любознательность.
-принимают решения, опираясь на свои знания и умения.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы «Красная Шапочка, наблюдения за живой и неживой природы.
Оборудование: «Черный ящик», красная шапочка, карточки к игре «Цепочка» (вагончики разного цвета по количеству детей, карточки к игре парами «Живое – Неживое», фломастеры по количеству детей черного цвета, карточки к игре «Найди свою пару», иллюстрация волка и Красной Шапочки к игре «Наоборот», красные шапочки по количеству девочек-4, маски волка-4, аудиозапись песни Красной Шапочки «Если долго, долго….»
Этапы совместной деятельности.
Цели
этапа
Методы,
приемы,
формы
взаимодействия Организация взаимодействия педагога с детьми. Планируемые результаты (целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО)
Деятельность педагога. Деятельность воспитанников
1. Мотивация на деятельность.
2. Планирование деятельности.
3. Действия.
4. Подведение итогов.
Рефлексия. Формирование представлений о предстоящей деятельности.
Актуализация имеющихся знаний, представлений, создание ситуации в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.
Включение детей в активную познавательную деятельность для восприятия нового материала.
Формирование
Элементарных навыков самооценки. Обобщение полученного ребенком опыта
Приветствие
«Черный ящик». Игра «Данетка»
«Фантастические гипотезы»
Момент неожиданности
Метод «Перевирание сказки»
Игра «Цепочка»
«Мозговой штурм»
Физкультурная минутка «Здравствуй лес».
Игра «Найди свою пару».
Игра «Живое - неживое»
Показ иллюстрации волка и Красной Шапочки.
Игра «Наоборот»
Игра «Временная шкала»
Метод Синектики. Игра «Поставь себя на место героя»
«Мозговой штурм»
«Фантастические гипотезы»
Игра «Хорошо – плохо».
Звучит аудиозапись песни «Красной Шапочки». Предлагает поприветствовать гостей. Как можно поприветствовать наших гостей?
-Обращается к опыту детей - вы любите слушать сказки? А кто вам их читает? Среди этих сказок есть ваша самая любимая, какая?
Представьте себе у меня в вашем возрасте тоже, была любимая сказка. Вы хотите узнать какая?
-Чтобы узнать мою сказку, вы должны угадать, что лежит в этой коробке. Потому что, то, что там лежит, присутствует в названии моей сказки. Вы мне задаете вопросы, а я отвечаю да или нет.
- Правильно, это шапка. А в названии какой сказки есть этот головной убор? Ну, конечно же, это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка». Ребята, прежде чем я открою коробочку, давайте пофантазируем, что из головных уборов могла бы подарить бабушка своей внучке? И как бы тогда ее звали? (Воспитатель открывает коробочку)
-Ой, ребята чудеса какие-то творятся. Представляйте, кто-то перевернул мою шапочку наизнанку, а я точно помню, что положила ее лицевой стороной? И у меня еще была книжка со сказкой, точно такая же только красного цвета, а здесь лежит книжка желтого цвета, и название сказки другое «Желтая Шапочка» (сказка на изнанку). – А, что значит наизнанку?
Вот мы и дофантазировались, а может быть, кто- то нас разыгрывает. Вот интересно кто же это может быть, как вы думайте?
- Ребята получается, что кто – то нашу сказку переделал. Вы хорошо помните реальную сказку? А вам интересно узнать, что эта за сказка «Желтая Шапочка». Ну, тогда давайте я начну читать, а вы, если что, помогайте и исправляйте содержание сказки.
-Жила- была девочка, которую звали Желтая Шапочка. - Не Желтая, а Красная. - Красная Шапочка. Так вот позвал ее папа… - Да нет же, не папа, а мама. - Правильно. Позвала ее мама и говорит: Сходи-ка, к тете Марине и отнеси ей… - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете: - Совершенно правильно. И пошла Красная Шапочка к бабушке отнести ватрушки. - Да не ватрушки, а пирожки и горшочек масла. - Ну, конечно же, пирожки. И пошла Красная Шапочка к бабушке, отнести пирожки и горшочек масла.
Объяснение правил выбор вариантов (индивидуально или команда девочек против команды мальчиков или другой) Начальное слово – пирожки – какие?
-Продолжает «перевирать» сказку
- И пошла Красная Шапочка в город отнести корзинку с гостинцами для своей любимой бабушки.
-Не в город, а в соседнюю деревню.
-А вот если бы бабушка жила не в соседней деревне, а в другом городе, на чем бы она могла добраться? Это же так далеко? (На поезде, на лошади, на самолете, на электричке, на машине, на собаках, на вертолете)
И так, путь Красной Шапочки проходил через лес.
- представим, что тоже в лесу.
-А скажите, пожалуйста, ребята, что же Красная Шапочка могла увидеть в лесу? (птичек, грибы, орехи, цветы, деревья, зверей).
-Сейчас мы поиграем в игру живая природа – неживая природа, но для этого разделимся на пары. На подносе лежат карточки, вы должны найти пару своей картинки, когда найдете это и будет ваша пара. (Перо-петух, береза- листик, шишка – елка, руль - машина, кит-море, белка – дупло, человек – ухо, сковорода - крышка.)
-Сейчас я вам дам карточки «Жива природа – Неживая природа» вы с помощью фломастера должны быстро нарисовать, только то, что Красная Шапочка могла увидеть в лесу.
(1пара-живое,2пара-неживое, 3пара - живое, 4пара-неживое)
-Предлагает проверку правильности задания игры.
-Давайте, ребята читать дальше. Идет Красная Шапочка лесом, а навстречу ей идет медведь. – Не медведь, а волк.
Ну, конечно же, это был волк. Посмотрите, ребята на иллюстрацию.
Давайте мы их сравним. Я начну, а вы заканчивайте фразу. Красная Шапочка маленькая – а волк большой, Красная Шапочка веселая – а волк сердитый, Красная Шапочка сытая – а волк голодный, Красная Шапочка добрая – а волк злой.
- интересно кем волк был раньше? (волчонком, а до волчонка (зародышем в животе у волчицы, а кто он сейчас? (волк, А кем он может стать в будущем, что с ним может случиться? (старым волком, отцом семейства, вожаком стаи, его могут подстрелить охотники, может быть в зоопарке, в цирке, шкурой на стене).
-Ребята, а как выдумайте, о чем подумала Красная Шапочка, когда увидела волка, и волк о чем подумал, когда увидел девочку. Давайте мы это проинсценируем. Вы ребята выбирайте себе пару и вместе решайте, что вы будите показывать, только в этой игре ребята есть одно правило, очень важное - не повторять.
-Давайте читать дальше. Какая вкусная девочка: Сказал волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке, а Красная Шапочка по самой (длинной).
-А почему волк побежал по самой короткой дорожке?
-Что может быть коротким? (рассказ, фильм, хвост, карандаш, короткий день….).
- А вот если бы волк побежал по длинной дорожке, что случилось бы? – Красная Шапочка пришла бы быстрее.
-Давайте, читать дальше. … Ой. А дальше сказки нет. (Показываем книжку). Возможно, ток кто нас разыграл, не успел придумать конец своей сказки. – Что же делать ребята, у любой сказки должен быть конец?
-Давайте сами придумаем и напишем конец сказки, а затем эту книжку положим обратно в коробочку, а завтра посмотрим, что будет. Какой – то шутник нас разыграл, а мы его.
Давайте представим, что Красная Шапочка пришла к бабушке быстрее, чем волк.
Волк прибежал к домику и начал стучать в дверь. «Тук, тук!- Кто там?- спрашивает бабушка. – Это я, внучка Красная Шапочка, - отвечает волк тоненьким голосом. Я пришла к вам в гости, принесла пирожки и горшочек масла». – Нет, Красная Шапочка дома. Уходи отсюда, мы тебе не откроем дверь». И волк злой и голодной ушел бы домой. Вот мы с вами и придумали конец новой сказке.
- В нашей сказке волк остался живым – это хорошо - плохо
- Получилось у нас придумать сказку?
- Чья сказка вам понравилась больше Шарля Перро или сказка на изнанку. Почему?
- А сейчас самый приятный момент, я приглашаю вас потанцевать под песенку Красной Шапочки. «Если долго, долго….».
Дети приветствуют гостей, предлагают возможные варианты приветствия.
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, говорят свои любимые сказки.
Дети задают вопросы, высказывают предположения, основываясь на имеющийся опыт, вспоминают ранее усвоенные знания.
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопрос.
Дети предполагают, фантазируют. (Голубой Беретик, Меховая Шапка, Соломенная Шляпа)
Дети отвечают на вопрос, рассуждают,
Дети высказывают свои предположения.
Дети внимательно слушают сказку и исправляют содержание.
Дети сами выбирают, как они будут делиться, совещаются между собой, приходят к общему решению, выходят и ставят вагончики к слову пирожки.
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопрос.
Дети встают в круг и повторяют движения с текстом.
Предлагают свои варианты.
Дети отвечают на вопрос, основываясь на имеющийся опыт.
Дети рассуждают, взаимодействуют друг с другом, находят свои пары.
Дети работают в паре, договариваются между собой, рисуют.
Дети с помощью других пар и взрослого проверяют задания, исправляют ошибки.
Дети рассматривают иллюстрацию, участвуют в игре.
Дети размышляют, вспоминают ранее усвоенные знания.
Дети одевают маски, шапочки, находят свои пары, договариваются между собой, что будут говорить и показывать.
Все девочки о шапочки, и берут корзину, а мальчики одевают, маски волка.
Дети участвуют в диалоге с взрослым, отвечают на вопрос.
Ребята отвечаю на вопрос, фантазируют, выдвигают свои предположения.
Высказывают свои предположения, гипотезы
Дети начинаю придумывать новый сюжет сказки, фантазировать.
Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.
Дети прощаются с гостями, и начинают веселиться, танцевать, делятся своими впечатлениями со сверстниками по занятию. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, проявляют уважение к старшим.
Знают произведения детской литературы.
Достаточно хорошо владеют устной речью, умеют правильно задавать вопросы.
Проявляют уважение друг другу, умеют слушать мнения товарищей, адекватно проявляют эмоции.
Обладают развитым воображением, используют активно речь для выражения своих мыслей.
Проявляют любознательность. Пытаются самостоятельно придумать объяснение, опираясь на собственный опыт.
Эмоционально отзываются на произведения, умеют выражать и отстаивать свою позицию.
Умеют подчиняться правилам игры, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учувствовать в совместных играх, проявлять инициативу.
Владеют основными движениями.
Развита наблюдательность, умеют опираться на свои знания и опыт.
Способны сотрудничать и выполнять задания в совместной деятельности. Обладают элементарными представлениями из области живой и неживой природы. Умеют доводить начатое дело до конца. Готовы прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, умеют правильно строить высказывания в ситуации общения.
Способны выбирать себе участника по игре, проявлять уважение к противоположному полу.
Умеют слушать друг друга.
Используют развернутые формы речи.
Способны сотрудничать и выполнять задания в совместной деятельности.
Обладают развитым воображением, способностью договариваться и учитывать мнения других. Давать развернутые ответы.
Проявляет уважение к жизни (к волку) и заботу об окружающей природе.
Умеют эмоционально отзываться на музыкальное произведение.