Виктория Лазарева
Технологическая карта как современный инструмент планирования занятий по дополнительной общеобразовательной программе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта как современный инструмент
планирования занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. Для того чтобы занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Большую помощь в этом оказывает составление технологической карты занятия.
Темочки:
В настоящее время происходит переход от планов-конспектов к технологическим картам. Технологическая карта – это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать занятие по заданным параметрам. Конспект занятия – это подробное изложение содержания и хода занятия, отражающее педагогический замысел занятия, и является его сценарием, который включает в основном описание слов (прямая или косвенная речь) и действий педагога (нет действий обучающихся).
В отличие от конспекта занятия, технологическая карта – это «графический вариант традиционного плана-конспекта занятия, которому присущи интерактивность, технологичность и алгоритмичность при работе с информацией». Технологическая карта рассматривается как современный инструмент планирования занятий, позволяющих пошагово достичь запланированных образовательных результатов. Технологическая карта имеет форму таблицы, в которую записываются действия педагогов и детей по достижению планируемых результатов (обязательно).
Разработку технологической карты необходимо начинать с представления общих сведений об учебном занятии и таблицы, отражающей ход и тип занятия, а также роль каждого субъекта образовательного процесса. Кроме того, описание таблицы следует сопровождать дополнительными материалами : тестами, схемами, таблицами и др.
Алгоритм составления технологической карты занятия
1. Определить и сформулировать тему занятия, место темы в программе, ведущие понятия, на которые упирается занятие.
2. Сформулировать целевую установку занятия, обозначить его функции – задачи.
3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, его воспроизведение, применение знаний в новой или в знакомой ситуации, творческий подход к знаниям. Учебный материал необходимо упорядочить в соответствии «от простого к сложному».
4. Продумать в чём заключается уникальность занятия (каждое занятие должно содержать то, что вызовет удивление у детей – одним словом то, что они будут помнить, когда всё забудут: интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход к уже известному материалу и др.).
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на занятии, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для занятия. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
8. Продумать задания для самостоятельной работы на занятии, а также рекомендации для его выполнения.
В структуре технологической карты занятия можно выделить :
1. Блок целеполагания (тема, цель, планируемые результаты). Что необходимо сделать.
2. Инструментальный блок (вид занятия, оборудование и материалы). Какими средствами это достижимо.
3. Организационно-деятельностный блок (действия педагога и обучающихся по этапам занятия). Структуризация: действия и операция.
Примерная структура технологической карты занятия. Форма табличной части может меняться в зависимости от предпочтений педагога.