Приложение МААМ

Технологии эффективной социализации

Ольга Николаева
Технологии эффективной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Технологии эффективной социализации

Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Публикация «Технологии эффективной социализации» размещена в разделах

Как известно, подлинная новация в образовании охватывает содержание обучения, организацию всего процесса жизнедеятельности детей, вопросы управления ДОО, предполагает существенные изменения в методиках, технологиях, средствах учебно-воспитательного процесса, организации пространственной среды.

Введение ФГОС ДО существенно облегчило задачу реорганизации ДОО, особенно в предоставлении возможности «создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его) позитивной социализации, развитии инициативы» (ФГОС ДО п. 2.4) и отмены традиционных занятий (ФГОС ДО п. 2.11.2). Однако отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.

По нашему мнению, решение большинства вышеперечисленных проблем может быть найдено при разработке новой концепции организации жизнедеятельности дошкольников. В связи с этим новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главной задачей в любом виде деятельности становится – предоставление ребенку условий для социального развития.

Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяет использование в педагогической практике авторских технологий, основной целью которых является развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.

Коллектив нашего ДОУ остановил свой выбор на :

I. Парциальной программе «Лесенка РОСТА» Галины Борисовны Мониной

Целью данной технологии является развитие инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Знакомство детей с понятиями «инициативность», «самостоятельность», «ответственность» для осознанного формирования данных качеств.

2. Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребенком.

3. Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.

4. Повышение самооценки.

5. Отработка навыка уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

6. Развитие креативности детей.

7. Формирование навыков конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности, ответственности детей.

В сравнении с традиционной организацией процесса формирования данных интегративных качеств дошкольников предлагается использовать педагогическую технологию, которая обеспечивает становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой через:

- поэтапное формирование представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности;

- развитие мотивации выполняемой деятельности;

- исследование собственного стиля успешной деятельности, самоиндивидуализации;

- становление практических навыков проявления ответственного поведения;

- осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности;

- совместную деятельность детей и взрослых, выполняющих роль фасилитатора;

- комплексный подход специалистов ДОУ.

Каждое занятие (встреча) по данной программе построена по определенному алгоритму:

1. Приветствие.

2. Создание (на первых встречах) и закрепление (на последующих встречах) правил группы.

3. Эмоциональная зарядка.

4. Формирование конкретного навыка (игры, упражнения, рисование, творческие задания) : информирование, отработка, использование в деятельности, обсуждение.

5. Закрепление достижений предыдущих этапов.

6. Прощание.

II. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет» Натальи Петровны Гришаевой.

Ситуация месяца

Каждую ситуацию месяца дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца. По завершению каждой ситуации проводится заключительное мероприятие.

В идеале ребенок, начиная с группы раннего возраста и до подготовительной группы, проходит каждую ситуацию на определенном уровне сложности 2-3 раза, приобретая все новый опыт ее проживания и своего самоопределения.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания Образовательной программы и приоритетного направления ДОУ, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребенка к мировой культуре, освоения им социальных ролей : я - как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель поселка, я – как часть природы, я – как гражданин, я – как житель Земли, я – как частица мироздания, я – как мальчик или девочка. Понятие «Ситуации месяца» в какой-то мере равнозначно понятию «календарно-тематическое планирование», однако есть значительные новации в методах, группировке материала. Весь материал дается детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации».

«Ситуация месяца», как правило, начинается с «зачина», т. е. разборка педагогами проблем и ситуаций, вводящих детей в проблематику месяца. Зачин может проходить в форме видеосюжета, театральной деятельности, «проблемно-педагогических ситуаций» и т. д.

Затем дети в течение месяца, занимаясь продуктивной, исследовательской, конструктивной, игровой и др. видами деятельности проживают ситуацию («Зима», «Новый год», «Папа может…», «Моя семья- мои корни» ,

для этого педагоги каждой возрастной группы создают соответствующую РППС, подбирают соответствующий игровой и дидактический материал. За это время дети приобретают навыки социального поведения, знания по данной теме.

И все это завершается праздником, который дает детям возможность проявить спонтанную инициативу, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста. Для педагогов - это возможность поделиться опытом, так как каждая ситуация развертывается в каждой группе совершенно по-разному.

Праздник проводится в конце каждой «ситуации месяца» с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы в помещении или на улице. На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником. Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим.

За три-пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника, а это специально избранный для этой цели воспитатель (и всегда в помощь ему музыкальный руководитель, собирают заявки от каждой группы – что они могли представить на празднике. Затем на основе этих предложений составляется сценарий.

В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент в виде ППС, что позволяет оценить, чему действительно научились дети.

Что же даёт детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в различных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.

Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях (а рефлексивные дуги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано, прежде всего, с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.

При выборе содержания ситуации приоритет отдаётся той, что в большей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, пониманию её значимости родителями. Длительность ситуации определяется интересом к ней детей, но она, как правильно продолжается не более одного месяца.

Структура «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, привлечение на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д., активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы, драматизацию, изодеятельность и т. д., создание ППС и создание коллективных проектов, подготовку социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации. Обязательно участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей и т. д.

Воспитателю в «Ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

КЛУБНЫЙ ЧАС

Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов.

Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:

- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

- обучение ориентировки в пространстве;

- воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

- закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

- поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

- приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

В начале и после завершения клубного часа, все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение – «Рефлексивный круг», на котором дети рассказывают, где побывали, чем занимались, что понравилось, а что – нет и т. д. Рефлексивный круг в нашем ДОУ проводится ежедневно

Организовать безопасный и эффективный «Клубный час» помогают правила для формирования и развития коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, умения планировать свои действия.

Правила понятны и просты – вот они:

- говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;

- если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;

- не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;

- говори спокойно;

- ходи спокойно;

- возвращайся в группу по сигналу звонка;

- если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;

- доводи начатое дело до конца.

Для поддержания дисциплины Клубного часа каждому ребенку выдаётся жетон красного, зеленого и желтого цвета. Нарушив какое-либо правило, ребенок получает красный жетон. Если на рефлексивном круге при обсуждении оказывается, что красных жетонов у ребенка в количестве 3 штуки, воспитатель напоминает о том, что следующий клубный час ребенок проводит в группе.

Педагоги и специалисты в это время организуют площадки (клубы) на территории детского сада – в группах, в музыкальном и физкультурном залах, в кабинетах специалистов, холле и тд. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заниматься. В течение часа он может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте – на своё усмотрение. Участвовать в «Клубном часе» могут те дети, которые согласны соблюдать определенные правила – не бегать по коридорам, при входе на клуб приветствовать педагога и находящихся там детей, а при выходе прощаться, соблюдать внутренние правила каждого клуба, и так далее. При нарушении правил педагог вправе забрать одну из трех фишек ребенка. Таким образом, это дисциплинирует дошкольника. По истечении часа все ребята возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем обсуждают, какие клубы они сегодня посетили, что им понравилось, что их удивило, заинтересовало, порадовало, или чему новому они научились.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа» :

«Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» клубный час, которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

«Творческий». Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;

«Группообразование». Дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков.

«Квест». Дети на территории участка или в помещении по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу;

«Музейный». Дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей.

Благодаря клубному часу педагоги продолжают выявлять интересы и предпочтения детей, а дети осваиваться территорию детского сада. Данное мероприятие в разных видах деятельности формирует важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения»Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения» Задачи: Образовательные: • Формировать представление о собственной половой принадлежности. • Формировать нравственно-волевые качества и.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Годовой отчет по социализации обучающихся с ОВЗГодовой отчет по социализации обучающихся с ОВЗ Представляю вашему вниманию отчет о проведенных мероприятиях в рамках социализации обучающихся с ОВЗ за 2021-2022 учебный год. Работа по.

Планирование занятий по социализацииПланирование занятий по социализации .

Проект по социализации детей «Мир вокруг нас»Проект по социализации детей «Мир вокруг нас» "Добрый день уважаемые коллеги! С 2022 года в ГБУСОН РО " СРЦ" г. Волгодонска реализуется проект по социализации детей "Мир вокруг нас".

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии эффективной социализации
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 14:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии эффективной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД