Ольга Николаева
Технологии эффективной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии эффективной социализации
Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Публикация «Технологии эффективной социализации» размещена в разделах
Как известно, подлинная новация в образовании охватывает содержание обучения, организацию всего процесса жизнедеятельности детей, вопросы управления ДОО, предполагает существенные изменения в методиках, технологиях, средствах учебно-воспитательного процесса, организации пространственной среды.
Введение ФГОС ДО существенно облегчило задачу реорганизации ДОО, особенно в предоставлении возможности «создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его) позитивной социализации, развитии инициативы» (ФГОС ДО п. 2.4) и отмены традиционных занятий (ФГОС ДО п. 2.11.2). Однако отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.
По нашему мнению, решение большинства вышеперечисленных проблем может быть найдено при разработке новой концепции организации жизнедеятельности дошкольников. В связи с этим новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главной задачей в любом виде деятельности становится – предоставление ребенку условий для социального развития.
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяет использование в педагогической практике авторских технологий, основной целью которых является развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Коллектив нашего ДОУ остановил свой выбор на :
I. Парциальной программе «Лесенка РОСТА» Галины Борисовны Мониной
Целью данной технологии является развитие инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Знакомство детей с понятиями «инициативность», «самостоятельность», «ответственность» для осознанного формирования данных качеств.
2. Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребенком.
3. Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.
4. Повышение самооценки.
5. Отработка навыка уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
6. Развитие креативности детей.
7. Формирование навыков конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности, ответственности детей.
В сравнении с традиционной организацией процесса формирования данных интегративных качеств дошкольников предлагается использовать педагогическую технологию, которая обеспечивает становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой через:
- поэтапное формирование представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности;
- развитие мотивации выполняемой деятельности;
- исследование собственного стиля успешной деятельности, самоиндивидуализации;
- становление практических навыков проявления ответственного поведения;
- осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности;
- совместную деятельность детей и взрослых, выполняющих роль фасилитатора;
- комплексный подход специалистов ДОУ.
Каждое занятие (встреча) по данной программе построена по определенному алгоритму:
1. Приветствие.
2. Создание (на первых встречах) и закрепление (на последующих встречах) правил группы.
3. Эмоциональная зарядка.
4. Формирование конкретного навыка (игры, упражнения, рисование, творческие задания) : информирование, отработка, использование в деятельности, обсуждение.
5. Закрепление достижений предыдущих этапов.
6. Прощание.
II. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет» Натальи Петровны Гришаевой.
Ситуация месяца
Каждую ситуацию месяца дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца. По завершению каждой ситуации проводится заключительное мероприятие.
В идеале ребенок, начиная с группы раннего возраста и до подготовительной группы, проходит каждую ситуацию на определенном уровне сложности 2-3 раза, приобретая все новый опыт ее проживания и своего самоопределения.
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания Образовательной программы и приоритетного направления ДОУ, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребенка к мировой культуре, освоения им социальных ролей : я - как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель поселка, я – как часть природы, я – как гражданин, я – как житель Земли, я – как частица мироздания, я – как мальчик или девочка. Понятие «Ситуации месяца» в какой-то мере равнозначно понятию «календарно-тематическое планирование», однако есть значительные новации в методах, группировке материала. Весь материал дается детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации».
«Ситуация месяца», как правило, начинается с «зачина», т. е. разборка педагогами проблем и ситуаций, вводящих детей в проблематику месяца. Зачин может проходить в форме видеосюжета, театральной деятельности, «проблемно-педагогических ситуаций» и т. д.
Затем дети в течение месяца, занимаясь продуктивной, исследовательской, конструктивной, игровой и др. видами деятельности проживают ситуацию («Зима», «Новый год», «Папа может…», «Моя семья- мои корни» ,
для этого педагоги каждой возрастной группы создают соответствующую РППС, подбирают соответствующий игровой и дидактический материал. За это время дети приобретают навыки социального поведения, знания по данной теме.
И все это завершается праздником, который дает детям возможность проявить спонтанную инициативу, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста. Для педагогов - это возможность поделиться опытом, так как каждая ситуация развертывается в каждой группе совершенно по-разному.
Праздник проводится в конце каждой «ситуации месяца» с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы в помещении или на улице. На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником. Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим.
За три-пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника, а это специально избранный для этой цели воспитатель (и всегда в помощь ему музыкальный руководитель, собирают заявки от каждой группы – что они могли представить на празднике. Затем на основе этих предложений составляется сценарий.
В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент в виде ППС, что позволяет оценить, чему действительно научились дети.
Что же даёт детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в различных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.
Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях (а рефлексивные дуги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано, прежде всего, с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.
При выборе содержания ситуации приоритет отдаётся той, что в большей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, пониманию её значимости родителями. Длительность ситуации определяется интересом к ней детей, но она, как правильно продолжается не более одного месяца.
Структура «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, привлечение на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д., активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы, драматизацию, изодеятельность и т. д., создание ППС и создание коллективных проектов, подготовку социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации. Обязательно участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей и т. д.
Воспитателю в «Ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.
КЛУБНЫЙ ЧАС
Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов.
Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- обучение ориентировки в пространстве;
- воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
- закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
- поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
- приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
В начале и после завершения клубного часа, все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение – «Рефлексивный круг», на котором дети рассказывают, где побывали, чем занимались, что понравилось, а что – нет и т. д. Рефлексивный круг в нашем ДОУ проводится ежедневно
Организовать безопасный и эффективный «Клубный час» помогают правила для формирования и развития коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, умения планировать свои действия.
Правила понятны и просты – вот они:
- говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
- если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
- не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
- говори спокойно;
- ходи спокойно;
- возвращайся в группу по сигналу звонка;
- если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
- доводи начатое дело до конца.
Для поддержания дисциплины Клубного часа каждому ребенку выдаётся жетон красного, зеленого и желтого цвета. Нарушив какое-либо правило, ребенок получает красный жетон. Если на рефлексивном круге при обсуждении оказывается, что красных жетонов у ребенка в количестве 3 штуки, воспитатель напоминает о том, что следующий клубный час ребенок проводит в группе.
Педагоги и специалисты в это время организуют площадки (клубы) на территории детского сада – в группах, в музыкальном и физкультурном залах, в кабинетах специалистов, холле и тд. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заниматься. В течение часа он может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте – на своё усмотрение. Участвовать в «Клубном часе» могут те дети, которые согласны соблюдать определенные правила – не бегать по коридорам, при входе на клуб приветствовать педагога и находящихся там детей, а при выходе прощаться, соблюдать внутренние правила каждого клуба, и так далее. При нарушении правил педагог вправе забрать одну из трех фишек ребенка. Таким образом, это дисциплинирует дошкольника. По истечении часа все ребята возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем обсуждают, какие клубы они сегодня посетили, что им понравилось, что их удивило, заинтересовало, порадовало, или чему новому они научились.
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа» :
«Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические» клубный час, которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
«Творческий». Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
«Группообразование». Дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков.
«Квест». Дети на территории участка или в помещении по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу;
«Музейный». Дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей.
Благодаря клубному часу педагоги продолжают выявлять интересы и предпочтения детей, а дети осваиваться территорию детского сада. Данное мероприятие в разных видах деятельности формирует важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.