Елена Шахова
Технологии работы с проблемным поведением детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения поведения - причина многих трудностей в воспитании ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его, и в конечном счете может привести к искаженному развитию личности.
Публикация «Технологии работы с проблемным поведением детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в группе и для успешного обучения.
Типичные формы неконструктивного поведения дошкольников:
импульсивное,
демонстративное,
протестное,
агрессивное,
недисциплинированное,
симптоматическое поведение.
Дисциплина — один из самых обсуждаемых вопросов в воспитании детей. Давайте признаемся: дисциплина приобрела странные формы. Даже так называемые специалисты по детству не могут определить лучший способ исправления плохого поведения и существенно расходятся в приемах: временная изоляция, лишение привилегий, игнорирование, телесные наказания, нотации и запреты. Стоит ли удивляться, что родители растеряны? Некоторые считают, что проще мириться с раздражающим поведением своих детей; это просто не стоит еще одной ссоры и испорченного вечера. Другие беспокоятся, что дисциплина будет постоянно портить их взаимоотношения с детьми. Уж лучше пусть кто-то другой с этим разбирается. Они и так слишком устали, к чему дополнительный стресс? В действительности вопрос не в том, нужна ли дисциплина вообще, а в том, какой она должна быть, чтобы прекратить проблемное поведение навсегда. То, о чем сейчас идет речь, — последовательное изменение поведения, избавление от проблемного поведения раз и навсегда так, чтобы не пришлось искоренять его снова. В этом кроется глубина предлагаемой воспитательной концепции и секрет умения быть хорошими родителями. Книга Мишель Борба «Нет плохому поведению» поможет вам в этом. В книге изложены модели проблемного поведения и пути выхода из них. В книге описываются 38 моделей проблемного поведения, представлены все необходимые стратегии для поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. Чтобы достичь длительного эффекта, рекомендовано придерживаться пяти основных пунктов подготовки каждый раз, когда вы приступаете к новому поэтапному изменению проблемного поведения ребенка:
Пути изменения проблемного поведения дошкольников:
1. Использование Дневника поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. Прежде чем приступать к поэтапному изменению, вам нужно будет ответить на вопросы, которые заставят вас проанализировать поведение вашего ребенка. Рекомендовано записывать размышления и план действий в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
2. Беседа с ближайшим окружением. Побеседуйте с теми, кто тесно общается с вашим ребенком — дедушками и бабушками, близкими родственниками, воспитателями в детском саду, чтобы узнать их точку зрения на поведение ребенка. Ведет ли себя ребенок с ними так же, как и с вами? Что, по их мнению, побуждает вашего ребенка к плохому поведению? Какова их реакция? А как реагирует сам ребенок? Есть ли у них какие-либо предложения?
3. Ведение календаря достижений в изменении поведения. Ежемесячный календарь — важная составляющая процесса поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
4. Создание родительской группы поддержки. Один из лучших способов работы с проблемным поведением— обсуждение с другими родителями. Вы заметите, что у них возникают такие же проблемы с поведением детей, — это всегда немного успокаивает, — и сможете узнать мнение "товарищей по несчастью" по поводу того, что действует, а что нет в борьбе с этим бедствием.
Но сначала нужно начать с себя. Проблема в поведении ребенка — это не только проблема самого ребенка, это и семейная проблема. Чтобы как можно эффективнее помочь ребенку, вам нужно взглянуть на ситуацию со стороны и задать себе вопрос: "Какие факторы могут влиять на поведение моего ребенка?" Для начала следует внимательно и честно посмотреть в зеркало. То, что там отражается, может иметь огромное влияние на поведение ребенка. Наш образ воплощается в наших детях, они копируют то, что видят. Прежде чем составлять план поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, взгляните серьезно и честно на самого себя. Наши ежедневные поступки — начиная с наших взглядов, предпочтений, слов, а также отношений с нашими детьми, супругом (супругой, друзьями, коллегами, соседями — намного сильнее влияют на поведение нашего ребенка, чем мы можем себе представить. Поэтому,чтобы менять поведение своего ребенка,нужно меняться самим. "Передвигает горы, тот, который сначала убирает маленькие камушки" (Конфуций).
Десять правил изменения проблемного поведения ребенка.
1. Установите контакт с ребенком. Любое преобразование поведения должно начинаться со спокойного обращения к ребенку. Ограничьте количество того, что может отвлекать внимание, глубоко вдохните для сохранения самообладания, установите зрительный контакт и убедитесь, что ребенок готов внимательно вас слушать.
2. Проясните ваши тревоги. Не стройте предположений по поводу того, понял ли ребенок, что он сделал не так. Кратко опишите проблему, почему вас это. тревожит и какое поведение вы от него ожидаете.
3. Решение проблемы вместе. Сделайте акцент на том, что вы обязуетесь поработать с ребенком, чтобы помочь ему измениться. В идеале, вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха.
4. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать.
5. Исправляйте проблемное поведение, как только оно проявляется. В тот момент, когда ребенок перестает слушаться, самое время вмешаться. Будьте кратки; объясните ребенку, что он сделал не так, и приведите пример правильного поведения. (пример правильного поведения: "Я понимаю, что ты был зол, но ты не имел права ударить. В следующий раз скажи человеку, что ты зол, и объясни, чего ты хочешь«.)
6. Постоянно проверяйте успехи своего ребенка на протяжении поэтапного изменения.
7. Установление штрафных санкций. Или временной изоляции. Они должны быть взвешенными, соответствовать возрасту ребенка и проступку и, что немаловажно, о них следует объявить заранее: "Если ты снова начнешь кусаться, тебе придется стать в угол на пять минут".
8. Применение штрафных санкций в случае продолжающегося проблемного поведения. В случае отсутствия изменений или сопротивления ребенка изменениям, направленным на его поведение, следуйте своим обещаниям применить штрафные санкции. И будьте последовательны!
9. Поощрение попыток вашего ребенка вести себя хорошо. Пример:"Ты говорил уважительно. Я хотела бы, чтобы так было и дальше. Молодец!»
10. Поздравление вашего ребенка с успехом каждый раз, когда видите положительный результат. Меняться трудно — особенно детям, — так что отпразднуйте его усилия. И не забудьте поздравить себя!
Самый главный секрет воспитания звучит так: "Поведению учатся, следовательно, от плохого поведения можно отучить" (М. Борба)
Литература:
1. Мишель Борба «Нет плохому поведению», электронная книга.
https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/321139-mishel-borba-net-plohomu-povedeniyu.html
2. Методы и приемы управления поведением ребенка. https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/738
3. "Как помочь ребенку с проблемным поведением в детском саду«
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-kak-pomoch-rebenku-s-problemnym-povedeniem-v-detskom-sadu-5351790.html