Ольга Романова
Технологии оценки безопасности (комфортности) образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.24
Романова О. Ю.
МБДОУ «Детский сад № 23 «Огонёк»,
г. Смоленск
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ (КОМФОРТНОСТИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается сущность определения технологий оценки безопасности (комфортности) образовательной среды в целом и психологической безопасности участников образовательного процесса в детском дошкольном учреждении в частности (далее – ДОУ).
Публикация «Технологии оценки безопасности (комфортности) образовательной среды» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Ключевые понятия: безопасная образовательная среда, дошкольное образование, психологическая безопасность, методики оценки психологической безопасности, комфортная образовательная среда.
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ – охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Психологически безопасной образовательной средой можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия. Это состояние, характеризующее образовательное пространство, фиксируемое, прежде всего, через отношения ее участников.
Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т. д.
Создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды (И. А. Баева).
К основным характеристикам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие : отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников; удовлетворение потребностей учителей и учащихся в личностно-доверительном общении; создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей референтную значимость и причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды; реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов; профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности; обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски (И. А. Баева, В. Н. Барцевич, Т. Н. Березина, С. А. Бутанаев, О. А. Елисеева, В. И. Иванова, Т. С. Кабаченко, В. В. Ковров, А. Ю. Коренкова, Н. Г. Рассоха, Т. Г. Ратинер, В. В. Рубцов, Е. Т. Францкевич, В. А. Ясвин).
Сегодня можно отметить два подхода к оценке безопасности образовательной среды – диагностический, состоящий из пакета психодиагностических методик, адресованный отдельным участникам, и экспертный, включающий набор оценочных суждений как самих участников учебно-воспитательного процесса, так и независимых экспертов, знающих или знакомящихся с состоянием безопасности (комфортности) образовательной среды (М. С. Мириманова).
Средовая диагностика включает в себя специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личности; определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы; обследование реальной среды и оценивание её возможностей; выяснение бытующих у обучающихся значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни; нахождение позитивных элементов среды; установление типа личности обучающегося (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).
Необходимость диагностики психологической безопасности образовательной среды была актуализирована научно-педагогическим сообществом еще в конце XX века, что нашло отражение в исследованиях многих авторов (И. А. Баева, Е. В. Величко, С. Д. Дерябо, В. А. Ясфин и др.).
Диагностический подход к оценке безопасности (комфортности) образовательной среды содержит три основных аспекта: анализ структуры компонентов образовательной среды; изучение результатов воздействия среды на её участников; изучение первых двух аспектов.
В настоящее время для оценки безопасности (комфортности) образовательной среды используются, прежде всего, различные виды мониторинга: информационный, который предполагает слежение за объектом исследования, накопление и распространение информации о нем; базовый, направленный на выявление закономерностей, осуществляющихся в образовательной среде процессов; проблемный, имеющий своей целью диагностику возникающих трудностей, рисков образовательной среды, определение степени их опасности, типологизацию выявленных проблем; управленческий, с помощью которого осуществляется отслеживание и оценка эффективности и последствий эффектов принятых ранее решений. Также используются следующие методы:
– моделирование;
– контент-анализ;
– тестирование.
Экспертный подход к оценке безопасности образовательной среды, как правило, нацелен на комплексный анализ её развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей – «Назначение экспертизы в образовании как особого способа изучения образовательных процессов и явлений заключается именно в том, чтобы служить средством и такого самопознания, рефлексии его развития» (Мкртычян Г. А.).
С. К. Братченко добавляет, что «экспертиза – это особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя измерить или вычислить, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами, и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придаётся решающее значение».
По мнению Братченко, составляющими гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО) могут выступать учащиеся, преподаватели, учебно-воспитательный процесс, уклад жизни школы, среда и окружение.
Перечислим комплекс методик (таблица 1, которые мы рекомендуем для оценки психологической безопасности образовательной среды с точки зрения изучения перечисленных выше ее основополагающих характеристик и потенциальных угроз. Данные методики представляют собой современные диагностические средства, отвечающие необходимым показателям качества, прошедших соответствующую процедуру апробации. Многие методики основаны на самооценочной деятельности, что позволяет привлечь в качестве экспертов для оценки показателей психологически безопасной образовательной среды разных участников педагогического процесса: педагогов-психологов, педагогов, обучающихся, их родителей, администрацию. Предполагается применение перечисленных методик в комплексе, что будет способствовать целостному, многоаспектному рассмотрению изучаемой проблемы. Ведущая, интегрирующая роль в диагностике показателей и обобщении результатов исследования психологической безопасности образовательной среды отводится психологу.
Таблица 1.
«Диагностический инструментарий для оценки безопасности (комфортности) образовательной среды»
Поле диагностического исследования (изучаемые критерии и показатели) Диагностические методики
Обучающиеся
Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях обучающихся со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность потребностей ребенка в психологической безопасности, личностно-доверительных отношениях. Оценка показателей психологического здоровья, в том числе эмоционального самочувствия обучающегося. Статусное положение ребенка в коллективе сверстников. Психологическая атмосфера в группе. Выявление личностных ресурсов ребенка для потенциальной возможности саморазвития и изменения.
Методики:
- «Лесенка»; «Я в детском саду»; методика определения самооценки ребенка А. В. Захарова; «Два домика»; «Домики» Ореховой О. А. ; «Человек под дождем»; тест Розенцвейга (адаптированный вариант для детей 5-7 лет); тест тревожности (Тэммл, Дорки, Амен); методика Рене Жиля; «ЦТО» А. Эткинда; методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»; тест М. А. Панфиловой «Страхи в домиках»; «Секрет» («Подарок»).
Проективные методики:
Детский апперцептивный тест (САТ) – Л. Беллак; рисунок семьи; нарисуй человека; «Несуществующее животное»; рисуночный тест «Сильвер»; «Автопортрет»; «Аппликация»; «Кактус»; тест «Сказка»; тест «Незаконченные истории»; тест животных Рене Заззо.
Социометрия.
Анализ продуктов деятельности обучающихся.
Родители обучающихся
Оценка наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность родителей психологической безопасностью образовательной среды.
Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин); опросник измерения родительских установок и реакций (Т. В. Архиреева); диагностика безопасности образовательной среды школы (адаптированный вариант И. А. Баева).
Педагоги
Психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. Социально-психологическая компетентность педагога. Показатели психологического здоровья педагога. Отношение педагога к личности обучающегося. Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях педагога с обучающимися, другими педагогами, родителями обучающихся, администрацией. Наличие у педагога профессиональных деформаций. Эмоциональное выгорание педагога.
Опросник «Психологический климат в педагогическом коллективе»; методика «Оценка восприятия риска» (вариант для педагогов); методика наблюдения эмоциональных проявлений отношения педагога к личности обучающегося (С. В. Пазухина); опросник социально-коммуникативной компетентности; тест-опросник для педагогов «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?»; методика наблюдения за проявлениями отношения к обучающимся в деятельности педагога (С. В. Пазухина); анкета-опросник для учителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»; методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды (вариант для педагогов)» (И. А. Баева); опросник психических состояний педагога (А. О. Прохоров); диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).
Администрация
Стиль педагогического руководства коллективом образовательной организации. Умение руководителя предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. Тест «Стиль управления коллективом»; методика «Оценка восприятия риска» (вариант для руководителя образовательной организации); анализ ситуаций; методы психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (В. А. Ясвин).
Педагоги-психологи
Выявление угроз психологической безопасности образовательной среды. Оценка индекса психологической безопасности образовательного пространства. Оценка индекса удовлетворенности обучающихся, родителей, педагогов образовательной средой. Развитость системы психологической помощи в образовательной организации. Оценка интегрального показателя отношения к среде обучающихся, их родителей, педагогов.
Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (адаптированный вариант) (И. А. Баева).
Таким образом, предлагаемый нами комплекс диагностических методик позволяет изучить основополагающие характеристики и риски психологической безопасности (комфортности) образовательной среды.
Постоянный мониторинг оценки безопасности (комфортности) образовательной среды на основе диагностики позволит контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание детей. В результате этого следует ожидать не только повышения уровня защищенности от насилия и степени удовлетворенности основными характеристиками ДОУ, но и психического и профессионального развития субъектов образования процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
По нашему мнению, мониторинг должен проводиться по результатам диагностических обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец учебного года.
Сравниваются подобные шкалы, например:
• психологическое здоровье детей и взрослых;
• уровень защищенности от угроз и насилия;
• уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;
• возможность получения квалифицированной помощи и пр.
Отмечается динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
Список используемой литературы:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 271с.
2. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. : 1999.
3. Гражданкин А. И. Опасность и безопасность// Безопасность труда в промышленности. 2009. №9. с. 41-43.
4. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды : учебное пособие / под ред. проф. И. А. Баевой М. : Экон-Информ, 2009. С. 27, с. 166.
5. Мириманова М. С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень. М. : 2009. №3. С. 12.
6. Мириманова М. С. Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Информационно-методический бюллетень. М. : 2012. С. 145-150.
Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М. : Экон-информ, 2012. С.
7. Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования). Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514-н.
8. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издательство «Деловая пресса», 2015.
9. Мкртычян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании : Теория. Методология. Практика. Н. Новгород. 2002, с. 25.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001. – 365с
11. https://psyjournals.ru/education21/issue/55357_full.shtml. Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений - Психология образования в XXI веке : теория и практика.
12. https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/pazukhina_full.shtml - Методы оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса.