Янна Стабровская
Техники арт-терапии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Техники арт-терапии в работе с детьми
1. Коррекция эмоционального неблагополучия детей
«Свободный рисунок в круге»
Цель: Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Материалы: Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.
«Рисование по сырому листу»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Публикация «Техники арт-терапии в работе с детьми» размещена в разделах
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
«Водный салют»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой.
Инструкция: Попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.
Примечание: Для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:
Страшно очень — не беда,
Пусть поможет мне вода.
Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
«Мелки — наперегонки»
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: Мелки, лист картона.
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно - быстро) делает штрихи на листе.
«Разноцветие камней»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Материалы: Камни, гуашь, кисть, емкость с водой.
Инструкция: Попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.
«Картины»
Цель: Развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.
Материалы: Коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: Предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.
«Лицо»
Цель: Познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.
Материалы: Шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского, краски, кисточки, тени, помады.
Инструкция: Ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.
«Орнамент»
Цель: Развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.
Материалы: Картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин, бумага.
Инструкция: Предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.
Примечание: Обратить особое внимание на то, ка-
кой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).
«Семья»
Цель: Выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.
Материалы: Шаблоны фигур (женской, мужской, детской, краски, кисточки, емкость с водой.
Инструкция: Ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.
«Зеркальный монстр»
Цель: Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом, с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.
Материалы: Зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.
Инструкция: Попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.
«Маска»
Цель: Осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.
Материалы: Заготовка маски, гуашь, кисточки, емкость с водой.
Инструкция: Предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.
«Создание образов в цвете»
Цель: Развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.
Материалы: Болванки (деревянные, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: Педагог подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Специалист обращает внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).
«Дом для червячка»
Цель: Преодоление страха загрязнения. Получение нового тактильного опыта, проработка темы дома.
Материалы: Яблочки из этюдной бумаги, пастель или акварель, заготовленные червячки из пластилина.
Инструкция: «Я несчастный червячок, грустный я ползу, Потерял я домик-яблочко, новое ищу». Попросить ребенка сделать новое яблочко для червячка (закрасить шаблон).
«Следы»
Цель: Отреагирование эмоций, тактильная стимуляция, снятие напряжения и преодоление страха загрязнения, подготовка к переходу в другое учреждение.
Материалы : Гуашь, тазик с водой, полотенце,
ватман, шаблоны медвежат, 5 картинок с изображениями домика, поляны, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», дороги и изображение нового дома, к которому прикреплен шаблон медвежонка.
Инструкция: Специалист подготавливает детей к работе, рассказывает сказку, держа в руках игрушечного медвежонка и первую картинку с изображением дома (другие изображения последовательно прикреплены к стене и завешены тканью):
«Жил-был маленький медвежонок. Он был добрым и очень любопытным. Однажды он так увлекся игрой на прогулке, что очень далеко убежал от дома. Мама стала звать его, но найти не могла. Тогда медвежонок стал оставлять на полянке разноцветные следы, чтобы мама обязательно его нашла».
После этого специалисту необходимо предложить ребенку оставлять на бумаге следы своих ножек. Подобные действия детей специалист сопровождает тем, что постепенно приоткрывает каждую из завешенных картин. После этого вновь совершает ритуал оставления следов. В момент, когда ребенок подошел к последней картинке с домом, задать ему вопрос: «Как зовут медвежонка в домике?»
Примечание: Картины — это проекция этапов жизни ребенка из дома ребенка. Жизнь в семье, затем неизвестность, картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» — нахождение в доме ребенка с другими детьми, дорога — это будущий путь в другое учреждение или семью, и вновь иллюстрация дома. Надо отметить, что зачастую сессия не заканчивается пятой картинкой. В предоставленное время дети могут брать шаблоны медвежат, ходить с ними от картинки к картинке, оставляя следы, снова возвращаться к пятому изображению. В том случае, если арт-терапевтическая деятельность преследует иные психокоррекционные цели, специалист меняет тематику картин, но принцип работы с ними оставляет прежним.
«Маленький жираф»
Цель: Раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка внимания и творческого мышления.
Материалы: Акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.
Инструкция: После прочтения сказки «Маленький жираф» попросить ребенка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.
Сказка «Маленький жираф» (Сучкова Н. О.)
Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:
- Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?
Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»
- Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?
- Нет. Я сам!
Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:
- Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!
«Рисунок глиной»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы: Жидкая глина, большой лист бумаги (оргстекло).
Инструкция: Предложить ребенку окунать пальчики в глину и рисовать по бумаге.
Примечание: Регулируя консистенцию глины, можно работать с совершенствованием механизмов саморегуляции.
Для ввода ребенка в работу используем стихотворение:
Ручки в глину окуну,
Лист к ладошке приложу.
След остался от руки
— Так рисуют малыши.
«Рисование на кукле»
Цель: Лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.
Материалы: Гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.
Инструкция: Попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.
«Разноцветные листы»
Цель: Совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Материалы : Четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.
Инструкция: Ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым, после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.
1.2. Работа с пластилином
«Пластилин-силач»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: Пластилин, лист картона.
Инструкция: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
«Чудо-кактус»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.
Материалы: Терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги.
Инструкция: После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами.
Примечание: Дети старшего возраста могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).
Сказка «Чудо-кактус» (Сучкова О. Н.)
На серебристых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась новая невидимая преграда. И всякий кто приближался к нему ближе чем его колючки. Каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все во круге называли его кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку надо по чаще наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше, и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко, и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов … и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку стали называть Чудо-Куктус.
«Кондитер»
Цель: Снятие напряжения, повышение самооценки, исследование чувств и представлений, связанных с образом дома.
Материалы: Коробка из-под конфет, пластилин, скульптурный пластилин (если позволяют физические способности ребенка, гель с блестками.
Инструкция: Попросить детей слепить конфетки, «заселить их в домики», украсить гелем с блестками.
1.3. Работа с природным материалом
«Цветной грунт»
Цель: Тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы: Цветной грунт, поднос.
Инструкция: Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на грунте или что-нибудь из него построить.
Манипуляции с природным материалом
Цель: Тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы: Разнообразный природный материал.
Инструкция: Попросить ребенка ознакомиться с материалом, создать из него картину, разложив на столе или на полу, или использовать в работе дополнительные художественные материалы (краски, пластилин).
1.4. Элементы песочной терапии
«Мир из песка»
Цель: Познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.
Материалы : Пленка, песок, игрушки для песочной терапии.
Инструкции: Попросить ребенка ознакомиться с
материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.
«Sandex»
Цель: Свободное самовыражение, тактильная стимуляция, снятие напряжения.
Материалы: Песок, клей ПВА, палочка, бумага.
Инструкция: Попросить ребенка нарисовать все, что он захочет смесью песка и клея.
1.5. Создание коллажей
«Коллаж на коробке»
Цель: Развитие моторики и пространственных представлений, навыков выбора, выражение чувств и представлений, тактильная стимуляция.
Материалы: Коробки небольших размеров, вырезки из журналов, цветная и белая бумага, клей ПВА.
Инструкция: Предложить ребенку наклеить вырезки из журналов, цветную или белую бумагу на коробки, не выходя за пределы коробки.
«Аппликация на сосуд»
Цель: Формирование чувства защищенности, развитие мелкой моторики.
Материалы: Баночки из-под шампуней или кремов, клей ПВА, краски, кисти.
Инструкция: Попросить ребенка выбрать понравившуюся баночку и обклеить ее кусочками бумаги, при желании раскрасить.
Примечание: Баночку можно украсить пластилином (намазывание, использовать бусинки, зернышки.
«Семья»
Цель: Познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.
Материалы: Вырезки из журналов, ножницы, фломастеры, тени, помада, краски, кисточки.
Инструкция: Предложить ребенку выбрать понравившиеся вырезки из журнала, сделать с ними все, что он захочет.
«Волшебная вата»
Данная техника за счет того, что используется такой материал как вата (шерсть, сохраняющий тепло рук после работы с ним, позволит не только увеличить объем сенсорной информации, но и подарить ощущение дополнительной за щиты. Это происходит из-за того, что мягкий и теплый слой из ваты словно служит одеждой для изначально «обнаженных» «беззащитных» персонажей. Учитывая то, что в процессе работы происходит проекция внутреннего мира ребенка на композицию, то можно рассчитывать и на позитивное действие самой композиции и материала на внутреннее ощущение психологической защищенности и комфорте.
Цель: Выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, сенсорная стимуляция, развитие воображения. Компенсация материнской депривации.
Материалы : Вата, клей ПВА, шаблоны (лебедь, волк, медведь, лиса, заяц, солнце, дерево, облака, гуашь, кисточки.
Инструкция: Наклеить вату на шаблон облака, затем закрасить гуашью нужного цвета, затем та же работа с шаблоном солнца. Далее ребенок из представленных животных выбирает понравившееся и проделывает те же действия с ватой и красками. Та же работа проводится с деревом. В конце сессии все элементы расположить на одном листе (столе). Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.
Примечание: Обратить внимание на наличие на картине облаков или тучи. Важен выбор животного, характеристики которого могут помочь в понимании внутреннего мира ребенка. Кроме того, шерсть (вата) может выступать в качестве шкуры, а именно оболочки, защитного элемента. Цвет листвы дерева также имеет значение, поскольку может говорить о том, на какой психологической стадии жизненного цикла находится ребенок.
1.6. Элементы игровой терапии и сказкотерапии
Манипуляции с игрушками
Цель: Выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, получение данных его взаимодействия с миром, развитие воображения.
Материалы: Поднос с игрушками.
Инструкция: Предоставить ребенку, возможность поиграть с предоставленными игрушками.
Примечание: Показ спектаклей детям также будет терапевтичным. Например, спектакль «Капризка»
Спектакль «Капризка» (Сучкова О. Н.)
На сцене появляются ежик и белка.
Белка: Здравствуй еж, как живешь?
Ежик: Ох!
Белка: Ох? Почему же ты такой грустный?
Ежик: Птичка… Я ее так ждал, так ждал …. А она побыла немножко, почирикала и улетела …
Белка: Ой-ой-ой! Какая грустная история. Наверно, она полетла по очень важным делам. И как только она с ними справиться, то обязательно вернется к тебе.
Ежик начинает плакать.
Белка: А я знаю способ избавиться от грусти. Нужно громко посмеяться ха-ха-ха!
Ежик: Нет, не хочу! (капризно)
Белка: Тогда нужно съесть вкусную конфетку…
Ежик: Нет! Я не хочу!
Белка: Тогда нужно пойти погулять с другими ежами…
Ежик: Нет! Ничего я не хочу!
Не хочу я руки мыть,
Не хочу я кушать.
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Белка: Ой, какой ты капризный!
Ежик: почему я все кричу?
Вам какое дело?
Ничего я не хочу,
Все мне надоело (плачет).
Белка: Я поняла. Ты когда-то проглотил Капризку.
Он сердитый, неумытый,
Бука, злюка, страшный зверь!
Это он в тебе вредничает, а потом грустит!
Ежик: Да… (плачет) Я не знаю, что с ним делать.
Белка: Его нужно отпустить.
Ежик: А как его отпустить?
Белка: Надо сказать: «Не хочу я быть Капризкой. Капризка уходи вон!
Обращается к зрителям с просьбой несколько раз громко повторить эти слова. Из-за ширмы вылетает клякса – воздушный шарик.
Ежик: Ура он улетел!
Вместе: Лучше съеште вы ириску или сладки сухорей,
А Капризку, а Капризку,
Прочь гоните поскорей!
«Свободная тема»
Цель: Свободное самовыражение, развитие инициативы и воображения, сенсорная стимуляция, психоэмоциональная разрядка.
Инструкция: Предложить ребенку сделать все, он захочет с материалом, имеющимся в наличии.