Ольга Долженко
Техника Body Percussion как средство формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Body Percussion, в переводе с английского, обозначает «тело барабан» или по-другому телесная перкуссия.
Телесная перкуссия – музыкальное направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Задачи данной техники:
Образовательные:
Формировать интерес к музыкальной культуре у детей дошкольного возраста;
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
Коррекционно-развивающие:
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности.
Новизна
С помощью перкуссии тела можно извлекать не менее интересные звуки, а самое главное, наш музыкальный инструмент всегда с нами. Занятия телесной перкуссией позволят расширить границы творческой деятельности на музыкальном занятии, вовлекая каждого ребенка в захватывающий процесс обучения, развивая музыкальность, а самое главное - чувство ритма, и, без сомнения, принесут всем ребятам массу удовольствия от игры на собственном теле и совместного действа.
Актуальность и практическая значимость применения телесной перкуссии заключается в том, что эта техника помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать, а все это является неотъемлемой частью музыкального развития ребенка.
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.
Основателем данного направления является немецкий педагог и музыкант Карл Орф.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.
И действительно, еще за долго до появления простых музыкальных инструментов, у человека был всегда самый главный инструмент - его тело.
Вспомним песенки-потешки, такие как «ладушки», «потягушки» или игры с топотом ножек. Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них.
Получается, что с телесной перкуссией почти все познакомились еще в самом раннем детстве.
Мы можем с вами, не произнося ни слова издавать звуки. «Какие?» спросите вы - хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, щелкнуть пальцем. И у каждого этот звук будет свой. А если вместе - это уже целый оркестр.
К. Орф выделяет 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.
Польза ритмо-техники Боди перкуссия - безгранична! Кроме развития чувства ритма, эта техника еще способствует оздоровлению организма ребенка на разных уровнях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие, способствует снятию напряжения и различных зажимов;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, произвольное внимание, речь и мышления;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Но как же применять данную технологию на занятиях?
Сейчас я Вам расскажу как применяю ее я.
На музыкальных занятиях я ввожу элементы перкуссии постоянно. Дети увлечённо их осваивают.
Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
На этапе знакомства с техникой применяю карточки «Звучащие жесты» с помощью которых, мы изучаем различное извлечение звуков своего тела.
Для лучшего и более интересного осваивания техники мной была разработана картотека игр со звучащими жестами.
Дидактическое пособие «Гномики». При помощи данного пособия можно вместо ладоней использовать детские музыкальные инструменты, что позволит увеличить увлеченность детей и привнести в музыкальное занятие новые краски.
Так же применяю на занятиях ритмические схемы телесной перкуссии. Включив ритмичную музыку, выполнять указанные движения поочередно в соответствии с ритмом мелодии. Или же при изучении какого-либо стихотворения подкрепить его движениями по данной схеме тем самым увеличивая скорость запоминания и качество ориентировки как в тексте так и в движениях одновременно.
Разработала упражнение «Создай свой ритм» и создала пособие для этого упражнения в приложении Picsart. Дети могут сами создавать свою неповторимую музыку, играть ее под ритмичную мелодию, тем самым развивать понимание своей индивидуальности, фантазию, творческие способности и получать положительные эмоции.
На своих занятиях я активно использую видеоролики с боди перкуссией взятые из интернет-пространства. Но их разнообразие не велико, и я нашла решение - создаю их сама.
Музыкальное оформление для своих роликов, скорость и сложность выполнения движений подбираю с учетом возрастных особенностей. Ролики создаю в телефоне в приложении Inshot.
Чтобы разнообразить музыкальные занятия и сделать их более увлекательными наряду с ритмо-техникой боди перкуссия применяю на своих занятиях нетрадиционные музыкальные инструменты, такие как пластмассовые стаканчики, деревянные палочки, тарелочки, различные шейкеры, воздушные шарики, и т. д.
Активно вовлекаю детей в процесс создания своих музыкальных инструментов. Это делает занятие еще увлекательней.
Ведь как приятно и интересно играть на своем собственном музыкальном инструменте, сделанном своими руками. Этот метод мотивирует детей к музыкальной деятельности и, кроме того, способствует их творческому развитию.
Упражнения в технике боди перкуссия помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной.
По результатам мониторинга развития детей за время использования данной техники стало ясно, что научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Чтобы поделиться своим опытом, рассказать о пользе данной техники и сделать развитие чувства ритма еще более эффективным, провожу различные консультации для педагогов и родителей, на мастер-классах рассказываю и показываю, как применять телесную перкуссию в повседневной жизни и всесторонне развивать ребенка. Ведь, что может быть важнее, чем видеть, как ребенок развивается гармонично и получает удовольствие от процесса.
Заключение.
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами).
Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в развитии и воспитании активной творческой личности. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.