Елена Комарова
Театральные игры и задания для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная игра «Угадай, что я делаю»
Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
— стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
— стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
— сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
Темочки:
— наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т. п.).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Театральная игра «Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
— сидеть у телевизора;
— сидеть в цирке;
— сидеть в кабинете врача;
— сидеть у шахматной доски;
— сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
— идти по дороге;
— идти по горячему песку;
— идти по палубе корабля;
— идти по бревну или узкому мостику;
— идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
— бежать, опаздывая в театр;
— бежать от злой собаки;
— бежать, попав под дождь;
— бежать, играя в жмурки, и т. д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
— отгонять комаров;
— подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
— сушить мокрые руки и т. д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
— ловить кошку;
— ловить попугайчика;
— ловить кузнечиков и т. д.
Театральная игра «Превращение предмета»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
§ карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
§ маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
§ записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т. д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.
Театральная игра «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».
Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
В конце игры, сидя у воображаемого костра, дети поют песню «Любитель-рыболов». Педагог аккомпанирует на музыкальном инструменте.
Театральная игра «Метелица»
Цель. Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Игра проводится под хоровую песню. Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй, идут по кругу с песней:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет,
Аи, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
На слова «Аи, жги.» дети начинают крутить руками перед собой.
Запряжемте-ка мы в сани лошадей.
В лес поедем за дровами поскорей.
Аи, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей!
Игроки под первыми номерами становятся «конями», а игроки под вторыми номерами — «возчиками». «Возчики» запрягают «коней» — берут их за вытянутые назад руки или за пояс и начинают двигаться гуськом неторопливым бегом по кругу, припевая:
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Дети останавливаются, разъединяют руки, поворачиваются внутрь круга и поют:
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Дети соединяют пальцы рук перед собой и поднимают их вверх, затем начинают резко опускать руки вниз в такт музыки, подражая ударам топора:
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем.
Аи, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.
«Возчики» опять запрягают своих «коней» и начинают двигаться по кругу рысцой в такт песни, на последних строках хлопают в ладоши в такт музыки. Далее дети поют:
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Все усиленно топают ногами, двигаясь друг за другом, и на последних словах песни останавливаются.
Театральная игра «Морское путешествие»
Цель. Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.
«Бескозырка белая»:
Бескозырка белая,
В полоску воротник,
Мы, ребята смелые,
Спросили напрямик.
С какого, парень, года,
С какого парохода,
И на каких морях
Ты побывал моряк.
Ленты за плечами,
Как флаги за кормой.
Смело отвечает
Товарищ молодой.
Мы, друзья со флота,
Недавно из похода!
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
С водопада падали,
Сидели на мели,
А сколько мы товарищей
Хороших завели.
А сколько песен спели,
А сколько рыбок съели,
Одних пятнистых щук
Поймали сорок штук.
Дети строятся и по команде педагога: «Свистать всех наверх» поднимаются на корабль, где распределяют обязанности капитана, помощника капитана, рулевого, моториста.
Капитан дает команду: «Отдать швартовые!»
Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Поднимают веревки.)
Капитан. Поднять якоря!
Матросы. Есть! Поднять якоря!
Капитан. Подать склянку!
Помощник капитана. Есть! Склянка! (Бьет в рынду.)
Капитан. Малый вперед!
Матросы (высунув голову из иллюминатора). Есть! Малый вперед!
Капитан. Полный вперед!
Матрос. Есть! Полный вперед!
Капитан. Песню за-пе-вай!
Матросы поют вместе с педагогом песню «Бескозырка белая».
Капитан. Машина, стоп!
Моторист. Есть! Стоп!
Капитан. Отдать швартовые!
Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Сбрасывают веревку.)
Капитан. Отдать якоря!
Матросы. Есть! Отдать якоря!
Капитан. Товарищи матросы, смирно! Равнение на середину! Товарищ педагог, корабль благополучно прибыл в пункт назначения.
Капитан называет свое имя и фамилию.
Педагог. Вольно! Спасибо за путешествие.
Все вместе. Служим театральной деятельности.
Педагог приглашает всех сойти с корабля.
Театральная игра «Карусель»
Цель. Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им рассчитаться на первый-второй. Первые и вторые номера образуют два круга, встав лицом к центру. Вторые номера во внутреннем круге берутся за руки, первые — во внешнем круге делают полшага влево с тем, чтобы каждый из них стоял напротив соединенных рук игрока внутреннего круга. Все поют хором (на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде»): «Вот на площади — веселье.»
При этом дети из внутреннего круга поднимают соединенные руки вверх и отходят на 4 шага назад, а игроки внешнего круга проходят под руками к центру, делая 4 шага. Затем со словами: «Запестрели карусели.», делая 4 шага, возвращаются на свои места, причем дети, образовавшие внутренний круг, берутся за руки и поднимают их вверх, пропуская под руками игроков, находящихся снаружи.
Далее дети поют:
А народ жужжит, как шмель,
Ах, какая карусель!
Дети повторяют предыдущие движения. После этого ребята, стоящие в наружном круге, поворачиваются направо, правую руку вытягивают в стороны, а левую кладут на соединенные руки игроков, стоящих во внутреннем круге. Дети из внутреннего круга крепко держатся за руки. Оба круга идут вправо сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее, произнося хором:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Дети бегут, двигаясь по кругу без песни (речитатива). Музыка повторяется.
Педагог.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Дети замедляют бег и переходят на ходьбу со словами:
Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.
«Карусель» останавливается. Дети отдыхают на стульчиках, затем меняются местами: игроки наружного круга становятся во внутренний круг и берутся за руки, игроки внутреннего круга встают снаружи и опускают руки.
Играть можно без музыкального сопровождения или под мелодию «Как у наших у ворот» или «Во саду ли, в огороде».
При исполнении первого куплета можно упростить движение: один круг двигается в одну сторону, другой — в другую, а затем наоборот. Дети крепко должны держаться за руки.